Датчик ионизации
Датчик ионизации изготавливают на базе изолятора обычной свечи зажигания. Приемник ионизации представляет собой медную трубочку, внутри которой расположена медная эмалированная проволока. Приемник с осциллографом соединяется коаксиальным кабелем. Используя метод ионной анемометрии, можно получить качественные и количественные сведения о движении воздушного заряда. Этот несложный метод очень перспективен. Подобным методом можно регистрировать не только скорость воздуха, но и скорость распространения пламени в карбюраторных двигателя.
К сожалению, ионизационным методом нельзя исследовать процесс сгорания в дизелях, так как при сгорании имеет место неупорядоченное распространение пламени по камере сгорания. С использованием ионных анемометров вопрос об исследовании процесса смесеобразования полностью не решается, так как эти приборы, видимо, непригодны для определения скоростей смесей топлива и воздуха в дизелях, даже если процесс сгорания еще не начался (попадание топлива на приемник изменит его проводимость). Ионные анемометры позволяют надежно определить только скорость воздуха в камере сгорания в моменты, непосредственно предшествующие смесеобразованию и горению. Однако сочетание ионной анемометрии цилиндров двигателей с исследованиями развития факела топлива в воздушном потоке, проводимыми на безмоторных установках, должно значительно расширить сведения о закономерностях процесса смесеобразования.
Газоанализаторы
В частности, известны магнитные газоанализаторы, узкоспециализированные для определения содержания в газовых смесях кислорода, отличающегося высокой положительной магнитно восприимчивостью. Это свойство используют для обогащения кислородом воздуха, поступающего в двигатель. При помещении в газовую среду нагреваемой электрическим током проволоки температура последней будет тем ниже, чем выше теплопроводность газовой среды. Обычно для измерений используют метод сравнения с помощью мостовой схемы, которая не требует особых пояснений. Газоанализаторы этого типа выпускаются многих модификаций. Они имеют приемлемую точность (2—2,5%), что делает возможным их использование при испытаниях двигателей, тем более, что некоторые из этих газоанализаторов позволяют определить состав многокомпонентных газовых смесей.
Газоанализаторы оптического типа имеют много разновидностей и используют поглощение лучистой энергии газом или жидким сорбентом, цвет которого изменяется вследствие химического взаимодействия с измеряемым компонентом. Из анализаторов этого типа наибольший интерес для испытаний двигателей представляет инфракрасный оптико-акустический газоанализатор с газовой компенсацией.
Действие газоанализатора
Действие газоанализатора основано на том, что прерывистый поток инфракрасного излучения, создаваемый излучателями и обтюратором, поглощается в луче-приемнике, заполненном определяемым компонентом, что вызывает в объеме луче-приемника колебания температуры и давления, воспринимаемые конденсаторным микрофоном. Интенсивность этих колебаний будет зависеть от содержания определяемого компонента в кювете, через которую протекает анализируемая смесь. Замер концентрации измеряемого компонента производится компенсационной схемой, которая представляет собой усилитель, сигнал которого поступает на реверсивный привод компенсационного отражательного клина, перемещающегося в кювете, также заполненной определяемым компонентом. Привод в действие компенсационного клина рассчитан таким образом, что изменение толщины слоя компенсационного газа в кювете направлено на уменьшение сигнала. Одновременно перемещается движок реохорда вторичного прибора.
Исключительно эффективным методом анализа многокомпонентных газовых смесей является хроматография. При хроматографии осуществляется разделение компонентов смеси, движущейся вдоль слоя сорбента, вследствие многократного повторения актов сорбции и десорбции для каждого из компонентов (более подробно процесс разделения рассматривается ниже). Имеется много способов хроматографического разделения газовых смесей, которые различаются по ряду признаков. В зависимости от цели, преследуемой разделением, различают хроматографию аналитическую, непромышленную.
Определения концентраций
Для определения концентраций компонентов газовых смесей используют аналитическую хроматографию. В зависимости от агрегатного состояния подвижной и неподвижной фаз различают хроматографию газовую и жидкостную; в первой подвижной (разделяемой) фазой является газ или пар, во второй — жидкость. По физической природе используемого сорбента хроматография подразделяется на газо-адсорбционную, газо-жидкостную и капиллярную. При газо-адсорбционной хроматографии в качестве сорбентов используют твердые поверхностно-активные вещества, при газо-жидкостной хроматографии — нелетучие жидкие растворители, нанесенные на твердые пористые носители с большой поверхностью.
При капиллярной хроматографии нелетучий растворитель наносят непосредственно на внутреннюю стенку разделительной колонки, конструктивно оформленной в виде капилляра, длина которого может достигать нескольких сотен метров. В первом случае интенсивность и качество разделения определяют избирательностью твердого сорбента к различным компонентам смеси, в двух последних случаях скорость разделения исходной смеси на компоненты зависит от скоростей растворения последних в жидкости. Так как большинство газов реагирует с жидкостями значительно энергичнее, чем с твердыми сорбентами, то газо-жидкостные и особенно капиллярные хроматографы обладают повышенной чувствительностью и точностью и считаются в настоящее время наиболее перспективными.
Поток газа
Увлекаясь потоком газа-носителя вдоль капилляра и многократно переходя из жидкой фазы в газовую и обратно, компоненты при достаточной длине капилляра разделятся полностью, причем дальше по капилляру продвинутся те из них, которые имеют меньшую растворимость. Поэтому через детекторную часть прибора будут последовательно проходить бинарные смеси отдельных компонентов с газом-носителем, что и позволяет осуществить качественный и количественный анализ исходной газовой смеси. Если с помощью детектора (принципы детектирования подробнее рассматриваются ниже) регистрировать в функции времени какое-либо характерное свойство газа, то можно построить диаграмму изменения этого свойства во времени. По способу анализа, использованному для продвижения газовой смеси вдоль слоя сорбента, различают проявительный, фронтальный, вытеснительный способы, хроматермографию и тепло-динамический метод. Наибольшее распространение при анализе газовых смесей получил проявительный (эволюционный) метод, при котором исследуемая смесь продвигается вдоль слоя сорбента в потоке газа, сорбирующегося много хуже всех ее компонентов и называемого газом-носителем.
Механизм разделения смеси при использовании газа-носителя наиболее наглядно может быть рассмотрен на примере капиллярного хроматографа. В поток газа-носителя, протекающего по капилляру, покрытому изнутри пленкой жидкого сорбента, вводится газовая проба. Так как скорость растворения компонентов смеси в растворителе, определяемая коэффициентом распределения каждого из них между газовой и жидкой фазами, будет различной, то одни из компонентов перейдут в растворитель в большей степени, чем другие; этим и обусловится начало их разделения.
Газ-носитель
В качестве газа-носителя применяют чистый воздух, азот, двуокись углерода, водород, гелий, аргон. Проявительный метод имеет ряд преимуществ перед другими методами, основные из которых — практически полное разделение компонентов и наличие между ними на выходе чистого газа-носителя. Процесс разделения может быть ускорен, а чувствительность и точность метода повышены созданием вдоль капилляра стационарного или переменного поля температур. Приборы, в которых использован этот метод, называются хроматермографами. Устройство обычного хроматографа несложно; он включает в себя дозатор, разделительную колонку, детектор и регистрирующее устройство.
Дозатор служит для введения пробы анализируемой газовой смеси. Объем газовой пробы обычно составляет 0,5—20 мл увеличение объема пробы приводит к нечеткому разделению компонентов (перекрытие пиков на хроматограмме). Удовлетворительным дозатором может служить медицинский шприц, которым вводят пробу в поток газа-носителя через эластичную перегородку или стенку трубки. В колонке осуществляется разделение компонентов по принципу описанному выше. Конструктивно колонка представляет собой трубку из меди, нержавеющей стали, стекла, нейлона. Трубка может быть прямолинейной, изогнутой в виде спирали или иметь другую форму, что зависит в основном от ее длины. Внутренний диаметр трубки в случае использования твердого сорбента обычно составляет 4—6 мм при длине от 1 до 10 м капиллярные колонки имеют диаметр 0,2—1,0 мм при длине 10—100 (до 500) м.
Насадочные колонки
Насадочные колонки заполняют сорбентом, в качестве которого при газо-адсорбционной хроматографии используют активированный уголь, силикагель, окись алюминия, окись магния, активированный боксит и т. п., а при газо-жидкостной хроматографии в качестве носителя жидкой фазы используют твердые вещества, инертные к подвижной и неподвижной фазам и обеспечивающие большую поверхность контакта последних, например, диатомовый толченый кирпич с размером частиц в пределах 0,12—0,25 мм, трепел карьера. Необходимо всю колонку заполнить наполнителем равномерно; в некоторых случаях спиральные колонки навивают после их заполнения. В качестве жидкой фазы в газо-жидкостной хроматографии обычно используют сложные эфиры органических кислот. Следует учитывать, что твердая и жидкая неподвижные фазы не должны реагировать между собой даже при высоких температурах. На выходе из колонки устанавливают детектор, отмечающий изменение тех или иных свойств выходящей смеси. Детектор может быть дифференциальным, регистрирующим текущую концентрацию компонентов в газе-носителе, или интегральным, регистрирующим общее количество выходящих компонентов с начала разделения.
Дифференциальные детекторы проще и используются чаще. На ленте регистрирующего устройства записывается сигнал детектора в функции
времени. Детектирование может осуществляться одним из следующих методов (перечислены в порядке их употребительности): Регистрацией различий в теплопроводности чистого газа-носителя и бинарных смесей его с компонентами газовой пробы. Измерением теплоты сгорания газовой смеси, выходящей из колонки (термохимический метод).
Детектор
Схема подобного детектора приведена. Термочувствительные элементы Кг и заложенные в рабочую и сравнительную ячейки, через которые прокачивается газовая смесь, образуют два плеча измерительного моста; при наличии реакции горения в рабочей ячейке в диагонали моста возникает дисбаланс тока, пропорциональный содержанию горючего компонента. Эти детекторы имеют высокую чувствительность и позволяют использовать в качестве газаносителя воздух, однако не дают возможности определить негорючие компоненты. Специфическими детекторами газо-жидкостных хроматографов являются пламенные, ионизационно-пламенные и радиологические ионизационные детекторы. Схема пламенного
детектора показана. Этот детектор регистрирует температуру водородного пламени, в котором сжигается измеряемый компонент или смесь его с газом-носителем (использование в качестве последнего водорода не обязательно). Чувствительность и точность пламенного детектора близка к термокондуктометрическому.
В ионизационно-пламенном детекторе измеряется электропроводность водородного пламени, в которое вводится измеряемый компонент. Идея прибора основана на том, что пламя чистого водорода почти не ионизировано, при наличии же в водороде примесей, особенно органических, пламя ионизируется и электропроводность его возрастает. В качестве одного из электродов используется металлический корпус горелки; вторым электродом служит платиновая сетка. Источник тока ионизации 4 имеет напряжение 100—400 в и создает в нагрузочном сопротивлении токи. Для измерения соответствующих падений напряжений используют электрометрические усилители с входным сопротивлением 108—1011 Ом.
Регистрирующий прибор может иметь любую конструкцию.
Ионизационно-пламенные детекторы
Ионизационно-пламенные детекторы имеют высокую чувствительность и точность, простую конструкцию, малый эффективный объем и обеспечивают линейную зависимость выходного сигнала от концентрации определяемого вещества, а потому являются весьма перспективными.
Наконец, в радиологических (ионизационных) детекторах сравниваются ионизационная электропроводность чистого газа-носителя и бинарной смеси его с ионизационной электропроводностью измеряемых компонентов, подвергаемых радиоактивному облучению с помощью датчика.
Различие ионизационных токов между центральным электродом и корпусом датчика в рабочей и сравнительной камерах приводит к появлению на нагрузочном сопротивлении падения напряжения, которое усиливается электрометрическим усилителем и регистрируется каким-либо измерительным прибором.
Датчики этого типа имеют очень высокую чувствительность, которая достигает максимума при использовании в качестве газа-носителя аргона (в водороде и гелии чувствительность приблизительно в 20 раз ниже, а в воздухе понижается еще вдвое). В качестве источников излучения используют радиоактивные изотопы. Большим достоинством радиологического (ионизационного) детектора перед другими является независимость его показаний от температуры и скорости движения газов, что также делает его весьма перспективным, обеспечивая высокую точность измерений.
Хроматографы
С устройством и характеристиками хроматографов, выпускаемых отечественной промышленностью, можно ознакомиться в работах М. В. Кулакова.
Несмотря на простоту устройства хроматографов, чувствительность их сопоставима с чувствительностью масс-спектрографов; в частности, при помощи хроматографов определяют содержание в пробе веществ весом до 10-12 г (т. е. приблизительно тысяча молекул в 1 мл пробы). Особенно велики преимущества газо-жидкостной хроматографии при анализе многокомпонентных газовых смесей. Например, отечественный хроматограф ХТ-2М анализирует многокомпонентные смеси газов и паров, содержащие водород, окись углерода, предельные и непредельные углеводороды и их изомеры за время 360—2700 сек, выделяя из них компоненты до Св включительно, т. е. разделяя смесь на 200—300 компонентов с точностью определения концентрации каждого из них до 5%. Газо-жидкостные хроматографы могут с успехом применяться при испытаниях двигателей.
Наиболее рациональной областью их применения следует считать исследование промежуточных стадий процесса сгорания, при которых этот метод может позволить глубоко проникнуть в сущность весьма сложных и до сего времени мало изученных процессов, происходящих в цилиндре двигателя в период горения. При использовании результатов хроматографирования возникает необходимость в расшифровке хроматограмм.
Ниже рассматриваются принципы расшифровки наиболее употребительной дифференциальной хроматограммы.
Компоненты анализируемой пробы
Если компоненты анализируемой пробы неизвестны, необходимо прежде всего идентифицировать хроматограмму, т. е. установить, какой из ее пиков соответствует какому компоненту пробы. Идентификация, таким образом, позволяет выяснить качественный состав анализируемой пробы;
для идентификации обычно используют эталонные вещества или их смеси, или же приводимые в литературе таблицы коэффициентов сортируемое,
позволяющие определить порядок прохождения бинарных смесей через детектор. После определения качественного состава пробы рассчитывают содержание в ней каждого из компонентов. Для этого измеряют размеры каждого из пиков хроматограммы и вычисляют их площади так же, как площади треугольников.
Наиболее точное определение площадей обеспечивают электронные цифровые интеграторы. Площадь каждого из пиков в определенном масштабе соответствует абсолютному содержанию в пробе определенного компонента. Если бы масштабы регистрации всех компонентов были одинаковыми и если бы детектор был одинаково чувствительным ко всем компонентам пробы, то концентрация любого из них могла бы определяться как отношение площади соответствующего пика к суммарной площади всех пиков. Однако хроматограф автоматически уменьшает масштаб записи для тех компонентов, у которых пик мог бы выйти за шкалу регистратора, а детектор, как правило, имеет неодинаковую чувствительность к различным компонентам. Поэтому для определения концентрации компонентов используется более сложная формула.
Газоанализаторы
В заключение следует заметить, что детекторы хроматографических приборов представляют собой своеобразные газоанализаторы, причем неисключена возможность непосредственного использования некоторых из них для целей анализа продуктов сгорания двигателя. В частности, за рубежом выпускают ионизационные газоанализаторы, использующие принцип детекторов.
Один из этих детекторов использовался параллельно с инфракрасным газоанализатором М. В. Джексоном и др. для определения содержания в отработавших газах карбюраторного двигателя составляющих типа. При этом оказалось, что инфракрасный газоанализатор систематически занижает содержание указанных компонентов приблизительно вдвое против фактического. Отсюда следует, во-первых, что применение некоторых методов детектирования для непосредственного анализа продуктов сгорания двигателя возможно и целесообразно; во-вторых, к применению физических методов анализа для определения содержания компонентов, имеющих сложное химическое строение, следует относиться с осторожностью, так как своеобразие их физических свойств может стать источником грубых погрешностей измерений. Основными задачами, решаемыми с помощью газового анализа, являются определение начального состава смеси и конечных результатов процесса горения, а также токсичности отработавших газов. Для решения этих задач приходится определять величину коэффициента избытка воздуха, состав продуктов сгорания, потери тепла от химического недожога.
Методы решения этих вопросов рассматриваются в специальной литературе, однако предлагаемые решения нельзя признать вполне удовлетворительными, так как они не учитывают некоторых существенных особенностей процесса сгорания в двигателях и по существу игнорируют большой опыт, накопленный в этой области стационарной теплотехникой. Если предположить, что топливо, сжигаемое в двигателе, имеет элементарный состав С+ Н = 1, то, рассматривая простейшие реакции полного сгорания компонентов, можно получить так называемое контрольное уравнение, связывающее состав продуктов сгорания (определенный газовым анализом) с составом топлива. В уравнение вводят поправки на недожог, на основании которых выводят уточненные формулы для определения коэффициента избытка воздуха ад, содержания тех или иных горючих компонентов и т. п. Г. Ф. Кнорре в своей работе указывает, что такой подход к исследованию является примитивным по нескольким причинам. Во-первых, при наличии химического недожога погрешности, вносимые в контрольное уравнение окисью углерода СО и компонентами, содержащими водород, имеют противоположные знаки, поэтому равенство и неравенства не имеют определяющего характера; например, при большом содержании в анализируемой пробе водородных компонентов при вполне исправном газоанализаторе может получиться неравенство.
Более того, противоположное влияние СО и водородных компонентов может привести к тому, что условие полного сгорания будет реализовано при значительном химическом недожоге. Во-вторых, введение в расчеты с результатами газового анализа теоретической химической
характеристики топлива не имеет смысла потому, что величина свидетельствует только о наличии в топливе, например, определенного количества углерода С и не учитывает, что не весь этот углерод может участвовать в процессе горения; а это вносит дополнительную неопределенность в уравнение. Определение фактической величины химической характеристики процесса горения является одной из самостоятельных задач газового анализа. В-третьих, при определении величины коэффициента избытка воздуха, нужно учитывать не количества С02 и 02, полученные газовым анализом, возможно, в результате далеко не полного горения, а количества углекислоты и кислорода, которые соответствуют условиям полного сгорания всех горючих компонентов топлива.
Продукты сгорания
Часть пробы продуктов сгорания, отобранной из объекта испытаний (вопрос о технике отбора и хранения газовых проб рассматривается ниже), подвергают анализу на содержание углекислоты и кислорода. Затем другую часть пробы анализируют на содержание углекислоты (этот замер является контрольным, позволяющим судить об однородности пробы, исправности газоанализатора и т. п.), а оставшийся после поглощения и объем газа измеряют и пропускают через печь, нагретую до 850° С.
Следует заметить, что если целью анализа является определение только фактической (т. е. химической) характеристики горения и недожога в виде сажи, то, пользуясь тем, что бюретка прибора ГХП-2 вмещает более 100 см3 газа, можно набрать в бюретку заведомо более 100 см, затем эту пробу дожечь, после остывания оставить в бюретке точно 100 см3 газа и определить содержание в нем углекислоты и кислорода, затем подсчитать по формуле. Необходимо отметить также, что в формулах не учтено содержание в продуктах сгорания непредельных углеводородов. Количество последних легко определить, проведя дополнительный третий анализ продуктов сгорания на приборе ВТИ-2; при этом уточнится и содержание в продуктах сгорания компонентов СН4, СО и Н2, определенных предыдущим упрощенным анализом. Кроме того, дополнительный анализ прибором
ВТИ-2 позволяет установить, содержались ли в продуктах сгорания более сложные предельные углеводороды, чем метан СН4. При дожигании продуктов сгорания для определения содержания предельных углеводородов можно сделать два замера: определить сокращение объема вследствие конденсации паров воды, сравнивая объемы пробы до и после дожигания; определить дополнительное сокращение объема в результате поглощения углекислоты в растворе.
Образование газообразных продуктов
Следует иметь в виду, что для дизелей, в которых образование газообразных продуктов недожога маловероятно, вполне возможно проводить такой анализ простейшим газоанализатором ГХП-2, оборудованным печью. При этом достаточно выполнить лишь два анализа, в каждом из которых определяются только содержания, что не представляет затруднений и отнимает немного времени. Для повышения точности анализа и в этом случае целесообразно применять газоанализатор ВТИ-2, используя в нем только поглотители углекислоты и кислорода, так как бюретка этого прибора обеспечивает более точный отсчет объемов, чем бюретка газоанализатора ГХП-2. Для карбюраторных двигателей, особенно при работе на мощностных режимах, следует проводить все три анализа, так как здесь наличие многочисленных горючих компонентов в продуктах сгорания не подлежит сомнению.
Для выявления преимуществ описанной методики по сравнению с обычно используемой экспериментаторами целесообразно рассмотреть численный пример. Как видим, численные значения величин при первом анализе значительно отличаются от действительных, за исключением значения величины. коэффициента избытка воздуха ад, что подчеркивает преимущество использования «азотной» формулы, которая во всех случаях дает достаточно точные результаты. По результатам газового анализа нетрудно определить физическую потерю тепла с отработавшими газами и потерю тепла от неполноты сгорания.
Вычисление теплоемкости
Первое не требует особых пояснений и в сущности сводится к вычислению теплоемкости отработавших газов по их составу. При этом приходится только иметь в виду, что газовый анализ дает процентное содержание сухих газов, а в отработавших газах содержатся также и водяные пары.
Обычно при подобных расчетах принято пренебрегать незначительным содержанием в отработавших газах горючих компонентов; кроме того, теплоемкость всех двухатомных газов отождествляют с теплоемкостью азота. Удобнее всего пользоваться объемными теплоемкостями, тогда физическую потерю тепла с отработавшими газами на 1 кг поданного в двигатель топлива подсчитывают по формуле.
Газовый анализ применяется также при исследовании процессов продувки, наполнения и смесеобразования. Наиболее важными характеристиками первых двух процессов являются величины коэффициентов наполнения, продувки и остаточных газов. Все эти коэффициенты в принципе могут быть определены с помощью рассмотренных выше методов газового анализа. Достаточно подробная теория этого вопроса излагается в работах А. С. Орлина и М. Г. Круглова, поэтому здесь можно ограничиться лишь кратким его рассмотрением. Основой для определения коэффициента наполнения % служит величина коэффициента избытка воздуха при горении ад, вычисляемая по результатам анализа пробы газа, отобранной из цилиндра двигателя в конце процесса расширения. Для определения коэффициента остаточных газов уг необходимо, помимо коэффициента избытка воздуха при сгорании, определить также и коэффициент избытка воздуха в процессе сжатия ас, проанализировав пробу
газов, отобранную из цилиндра в этот период.
Двигатели с внешним смесеобразованием
Исключение составляют лишь двигатели с внешним смесеобразованием (карбюраторные), для которых средний коэффициент избытка воздуха при горении определяется непосредственно по результатам замера расходов топлива и воздуха. При наличии продувки у таких двигателей некоторая неизвестная часть заряда цилиндра теряется за счет перетекания в выпускной трубопровод. Формула для таких двигателей не может быть использована с целью определения доли смеси, теряемой при продувке. А. С. Орлин и М. Г. Круглов предлагают ряд формул, из которых наиболее удобной является следующая приближенная формула, дающая в диапазоне ад = 0,71,3 погрешность не более ±1,8%.
Следовательно, газовый анализ в сочетании с некоторыми другими замерами позволяет определить показатели процессов наполнения и продувки. Задача осложняется необходимостью делать в ряде случаев отбор проб газа из цилиндра двигателя на разных стадиях рабочего процесса, что требует наличия специальных газоотборочных устройство. Вопрос о точности, обеспечиваемой газовым анализом при таких испытаниях, рассматривался рядом авторов. Погрешность определения коэффициента избытка воздуха ад — наименьшая; для коэффициента наполнения она заметно выше, так как к погрешностям определения коэффициента избытка воздуха добавляются погрешности определения состава топлива, его расхода, измерения параметров воздуха, поступающего в двигатель, и числа оборотов. Точность определения коэффициента продувки обычно несколько хуже, чем у ад, в связи с тем, что погрешности определения расхода воздуха через двигатель выше, чем погрешности удельного веса воздуха и числа оборотов двигателя.
Остаточные газы
Наиболее высока погрешность у коэффициента остаточных газов так как определение коэффициента избытка воздуха на линии сжатия ас ввиду ничтожной примеси в последнем углекислоты приводит к большой ошибке. Следует заметить, что чем выше величина коэффициента избытка воздуха тем ниже точность газового анализа, так как в этом случае незначительные содержания в газовой пробе всех компонентов определяются, как разность двух близких величин, что невыгодно для измерений. В качестве примера приведем результаты некоторых расчетов.
Предельная относительная погрешность определения коэффициента избытка воздуха при работе дизеля по нагрузочной характеристике оценена следующим образом: при нагрузках, близких к номинальным, при нагрузках порядка 20% от номинальной. Для коэффициента остаточных газов соответствующие погрешности составляют: при нагрузках, близких к номинальным, при нагрузках порядка20% от номинальной. Ясно, что в последнем случае опытные зависимости даже с учетом различия между величинами предельной и вероятной погрешностей практически недостоверны. В 1961 г. была сделана попытка уменьшить погрешности результатов, получаемых с помощью газового анализа: был рассмотрен метод определения содержания компонентов в анализируемой пробе. Сущность метода состоит в поглощении углекислоты гидратом окиси бария, остаток которого соляной кислотой. Масса пробы анализируемого газа определялась взвешиванием на аналитических весах, масса остатка — отсчетом по микробюретке в процессе титрования, которое должно производиться без доступа воздуха. Р. В. Казачков приводит вычисления, показывающие, что погрешность определения содержания углекислоты предлагаемым . методом лежит в пределах 0,01% по объему, что в 10 раз точнее объемного метода определения количества углекислоты по прибору ВТИ-2.
Уточнение метода
Нетрудно видеть, что уточнение метода связано со значительным увеличением трудоемкости анализа. Поэтому микротитрометрия не получила большого распространения, хотя недавно снова использовалась при испытаниях дизеля. Недостаточная точность в сочетании со сложностью газоотборочных устройств побудили исследователей изыскивать возможность замены газового анализа другими методами исследования процессов наполнения и продувки. Из таких методов наибольшее распространение получил метод трассирующего газа, сущность которого заключается в том, что к воздуху, поступающему в двигатель, подмешивается некоторое количество какого-либо пара или газа, который должен полностью сгорать во время рабочего хода. В связи с этим, трассирующий газ может поступить в выпускной трубопровод только с продувочным воздухом.
Следовательно, измеряя концентрацию трассирующего газа на впуске и выпуске, можно определить коэффициент продувки двигателя, а затем и ряд других величин. Преимуществом метода является отсутствие необходимости отбора проб газа из цилиндра двигателя. В отечественном двигателестроении эту идею начал разрабатывать С. Е. Лебедев, который подавал на впуск двигателя горючие газы (природный и генераторный).
За рубежом в качестве трассирующих газов опробовались аммиак, окись углерода, метан и др. и наиболее удобным был признан монометиламин.
Дальнейшее развитие метода
Дальнейшее развитие метода было произведено А. И. Филимоновым, изменившим недостаточно стойкий в химическом отношении и не полностью сгорающий в цилиндре монометиламин значительно более удобным для этих целей ацетоном. А. И. Филимоновым была разработана методика дозирования ацетона, поступающего во впускную систему, схема поглощения ацетона с помощью пропуска воздуха и отработавших газов через поглотители, установлен режим поглощения (подача воздуха и отработавших газов в количестве 20—22 дмУч) и предложен метод определения ацетона путем поглощения его гидроксиламином с оттитрованием образующейся соляной кислоты едким натром.
Им также выведены соответствующие расчетные формулы для определения коэффициента продувки и проведены опыты с целью установления восприимчивости гидроксиламина к другим компонентам отработавших газов. Оказалось, что продукты сгорания поглощаются гидроксиламином, но в незначительном и стабильном количестве, что позволило А. И. Филимонову учесть влияние этого «мнимого ацетона» небольшой постоянной поправкой. Однако последний вывод был опровергнут исследованиями, проведенными в НАМИ. В результате исследований было установлено, что гидроксилами интенсивно поглощает не только ацетон, но и другие компоненты продуктов сгорания, в связи с чем концентрация «мнимого ацетона» является величиной переменной и может на режимах полной нагрузки и высоких числах оборотов двигателя достигать 18—20% от количества ацетона, введенного в воздух.
Увеличение точности
Для увеличения точности измерений было предложено на каждом режиме испытаний отбирать две пробы отработавших газов: «холостую» — без подачи ацетона в двигатель, и рабочую — с подачей ацетона. Фактическое содержание ацетона на выпуске предложено определять как разность его в рабочей и холостой пробах; при этом рабочую пробу желательно отбирать возможно дальше от выпускных органов. Кроме того, было установлено, что сгорание ацетона в двигателе является полным лишь на режимах, близких к номинальным, а на остальных режимах наблюдается недожог ацетона в количестве до 20% участвующего в. процессе сгорания. Установлено также, что коэффициент распада ацетона мало зависит от типа двигателя; последнее позволило рекомендовать полученные в опытах кривые коэффициента распада для двигателей других типов. Наконец предложено оригинальное дозирующее устройство для точной подачи малых количеств ацетона путем истечения паров последнего через калиброванное отверстие.
Баллон заполняют на 3/3 — 3/4 ацетоном и помещают в бачок, заполненный водой и обогреваемый электроплиткой. Давление ацетона в баллоне является функцией температуры воды, измеряемой термометром. Под действием этого давления газообразный ацетон вытекает через жиклер и кран во впускной трубопровод двигателя. Наиболее удобно довести воду до температуры кипения, так как при этом истечение ацетона становится, и расход определяется параметрами паров ацетона в баллоне, которые при постоянной температуре кипения воды будут также постоянными.
Дозирование ацетона
Необходимость точного дозирования ацетона вызвана тем, что сгорая в цилиндрах, он заметно влияет на мощность и другие показатели двигателя, в связи с чем его подача должна быть минимальной (при методе измерений порядка 1 мг на 1 л воздуха) и стабильной. Недостатки метода заставили искать поглотители и реактивы, чувствительные только к ацетону. По-видимому, наибольшего внимания в настоящее время заслуживает нефелометрический метод, разработанный в МВТУ. Метод заключается в следующем: отбирают пробы воздуха и отработавших газов и пропускают их через поглотители, заполненные дистиллированной водой. Для определения концентрации ацетона в пробах составляют стандартную шкалу растворов ацетона в воде по 2 см3 растворов разной концентрации.
Проба из поглотителя также в количестве 2 см3 титруется совместно со стандартными растворами — щелочью. При реакции ацетона в щелочной среде образуется йодоформ, и раствор мутнеет. Сравнивая через 5 мин степень помутнения пробы и стандартных растворов, с помощью фотометра определяют концентрацию ацетона в пробе. Нефелометрический метод обеспечивает точность определения концентрации ацетона до 0,001 мг/л воздуха, что в 10 раз выше точности метода. Это позволяет уменьшить подачу ацетона в двигатель до 0,18—0,20 мг/л, при которой трассирующий газ практически перестает влиять на показатели рабочего процесса. Повышение точности метода дало возможность использовать его не только для определения коэффициента продувки, но и коэффициента остаточных газов
При использовании метода трассирующего газа удобнее определять не величину коэффициента продувки, а обратную ей величину коэффициента использования воздуха.
Автоматическая компенсация давления
При этом достигается автоматическая компенсация давлений; для получения компенсации температуры после отсчета наблюдают за уровнем воды в манометре. Если температура газовой пробы в момент отсчета не будет равна температуре воздуха в компенсационном сосуде, то по мере их выравнивания уровни жидкости в трубках манометра будут расходиться. Выждав стабилизацию этих уровней и совместив их снова с помощью перемещения сосуда, повторяют отсчет.