Компрессией силовой установки является величина получаемого давления в цилиндрах, при холостых прокрутках стартером. Для того чтобы приступить к диагностики компрессии, необходимо выкрутить свечу зажигания и установить на ее место специальный прибор - компрессометр, представляющий из себя простейший манометр, имеющий обратный клапан и шланг со штуцером. В момент проворачивания шатуно-поршневой группы, в шланг компрессометра подается воздух до тех пор, пока давление в цилиндре не уравновесится с давлением в шланге.
С помощью данного прибора, по величине компрессии можно довольно просто диагностировать состояние мотора в целом. Многие мастера признают данный прибор универсальным, но такое мнение в корне ошибочно, поскольку, по полученным результатам, невозможно получить однозначные выводы. Как показывает практика, к результатам замеров необходимо подходить осторожно, поскольку неправильный диагноз на их основе может привести к значительным ошибкам при проведении ремонта. Исходя из сказанного, в некоторых случаях на полученные данные можно положиться, а в некоторых, просто принять к сведению.
На величину компрессии может воздействовать целый ряд факторов. Наиболее значительными из них являются угол открытия диска дроссельной заслонки и состояние воздушного фильтра. В добавок к этому, на величину компрессии влияет установка ремня газораспределения. При отклонении от меток в один зуб, значение компрессии изменяется в среднем на 1.5 - 2 атмосферы.
При замерах компрессии, на окончательные данные значительное влияние оказывает температура силовой установки. Как известно, чем меньше будет температура при проведении диагностики, тем меньше будет конечный результат замеров, и наоборот.
Чтобы правильно проверить значение компрессии, рассмотреть все факторы, оказывающие влияние на ее изменение. Поэтому при выполнении всех замеров, требуется соблюдать некоторые простейшие правила:
1. Силовая установка на момент проведения замеров должна быть прогрета до рабочей температуры.
2. Поступление топлива в цилиндры не допускается. Для этого можно отключить бензонасос, сняв его реле или отключить питание на форсунки.
2. Необходимо демонтировать все свечи. Если на момент замеров снята одна свеча, а остальные стоят на месте - правильных данных получить не удастся.
4. Аккумулятор на автомобиле должен быть полностью заряжен, а стартер исправен.
Кроме того, проводить замеры компрессии, можно как с открытой, так и с полностью закрытой дроссельной заслонкой. С помощью данных способов можно диагностировать разные дефекты. В случае выполнения замеров с полностью закрытой заслонкой, в цилиндры силовой установки подается незначительное количество воздуха. При этом, компрессия становиться особенно чувствительной к возможным утечкам воздуха. В результате этого, даже при самых малых дефектах поршневых колец, компресcометр диагностирует серьезное падение компрессии. Данные результаты говорят о следующих возможных дефектах:
1. Клапан не полностью прилегает к седлу;
2. Наблюдается зависание клапана;
3. Присутствуют дефекты кулачков или гидрокомпенсаторов;
4. Наблюдается прогар прокладки под головкой цилиндров или трещины в камере сгорания.
Если замеры проводятся с открытой заслонкой, по полученным результатам можно судить о наличии более серьезных проблем в двигателе. В данном случае может наблюдаться следующее:
* Прогар или любые другие дефекты поршней;
* Деформация или зависание поршневых колец;
* Износ цилиндровых втулок и т. д.