Вопрос из разряда вечных. Причем, как поклонники, так и противники МКПП или АКПП могут бесконечно приводить аргументы как за, так и против той или иной коробки перемены передач. Мы решили не вдаваться в дискуссии и конструктивные особенности, чего навалом на сайтах в интернете. Мы пойдем по другому пути – просто сухо и аргументированно обобщим плюсы и минусы той или иной коробки передач и предоставим сжатую информацию на выбор читателя.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ
Плюсы автоматической коробки передач (АКПП):
1. Несомненное удобство управления. Просто поставил рычаг в положение и поддал «газку». Две педали удобнее, чем три. Свободна правая рука
2. Ресурс двигателя несколько выше, за счет того, что АКПП не раскручивает двигатель до красной зоны тахометра и не «насилует» его на сверхнизких оборотах.
3. Общая динамика автомобиля выше, так как переключение передач в АКПП происходит мгновенно, без потери скорости и мощности.
4. Комфорт для пассажиров – АКПП трогается и тормозит плавно – никаких рывков и толчков
Минусы автоматической коробки передач (АКПП):
1. Очень дорогой ремонт и обслуживание в сравнении с МКПП. Более того, некоторые АКПП ремонтировать вообще не берутся и полностью меняют на контрактные агрегаты. При этом стоимость АКПП часто может равняться стоимости двигателя!
2. Очень большой вес АКПП, опять же по сравнению с МКПП. А это дополнительный вес автомобиля, а, соответственно и расход топлива.
3. Относительно невысокая динамика разгона автомобиля. Как говорят автомобилисты – «автоматы сильно тупят». Наиболее характерна задумчивость для гидромеханических АКПП.
4. Более высокий по сравнению с МКПП расход топлива. И хотя в настоящее время АКПП стали значительно более точными в режимах, экономичность остается слабым местом.
5. Невозможность или ограниченность буксировки автомобиля на гибкой или жесткой сцепке. В лучшем случае можно буксировать автомобиль с АКПП только с определенной скоростью (например, не выше 50 км/ч) и только на определенное расстояние (например, в далее 30 км). Все это строго прописывается производителем в инструкции по эксплуатации того или иного автомобиля. Удел же большинства авто с АКПП – только эвакуатор или частичная погрузка. А это опять же – очень дорого.
6. Отсутствие торможения двигателем из-за «развязанности» АКПП с двигателем. В частности, в режиме Drive это невозможно, приходится переключаться в режим пониженной передачи. Это крайне неудобно, а в экстренных случаях и невозможно.
7. Небольшой по сравнению с МКПП ресурс эксплуатации до капремонта или замены. «Автоматы» максимально выхаживают до 200 тысяч километров пробега, после этого у 99% (читай-у всех), начинаются те или иные проблемы, обычно – толчки и рывки. Ну а ремонт или замена встанет в «копейку», как мы писали выше.
8. Практически непригодность при езде по бездорожью. Конечно, мы привыкли к комфорту, но нельзя исключать и различные форсмажоры. Приведу пример. Однажды мы с друзьями отправились в лес на пикник и сбор грибов с ночевкой на двух машинах. Доехали хорошо, углубились с асфальтированной трассы на незначительное расстояние, буквально 200 метров и разбили лагерь. Ночью прошел небольшой дождь. К утру на проселке, по которому мы заехали, уже бушевала небольшая речка. В результате, автомобиль на МКПП выбрался сам, автомобиль на АКПП пришлось вытаскивать при помощи УАЗа. Грязь грязью, а вот снег даже в самом «паркетном» городе никто еще не отменял. Пробуксовки в снегу для АКПП почти смертельно.
9. Ограниченность на буксировку прицепов и других ТС. И хотя АКПП заявляются как беспроблемные для буксировки агрегаты, ограничения присутствуют у ВСЕХ производителей, в то время как на МКПП ограничений попросту нет. Многие водители на «крутых» джипах с «автоматом» попросту отказываются «дернуть» соседа по гаражу, мотивирую тем, что боятся «спалить автомат».
10. Часто неисправность автомобиля можно устранить, заведя его не со стартера, а с буксира. Ну бывает такое, что, например, ерундит стартер или залиты свечи. Прикуривание тут не поможет, только таскать на тросе. Так вот, автомобиль с АКПП завести с троса или с «толкача» не получится! Придется либо устранять неисправность, либо, опять же – вызывать эвакуатор. Прекрасно, если вы застряли в городе. А если на загородной трассе, где до ближайшего города полтысячи километров? Автомобиль на МКПП можно утянуть на тросе, с АКПП… будут большие проблемы, которые даже представлять не хочется. Тем более, если «застряли» вы не теплым июльским деньком, а февральским вечером при минус 20 на безлюдной трассе.
МЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ (МКПП)
Плюсы механическая коробка перемены передач (МКПП):
1. Простота устройства. В МКПП по сути ломаться просто нечему, если соблюдать элементарные правила эксплуатации и водить автомобиль аккуратно.
2. Доступность и дешевизна ремонта. Запчасти для МКПП дешевы, ремонтируется очень легко, ремонт можно осуществить самостоятельно, хоть под открытым небом, если есть элементарные слесарные навыки и инструмент.
3. Большой ресурс. Многие МКПП выхаживают без капремонтов и каких-либо нареканий по миллиону (!) километров. АКПП – 200 тыс. километров это предел даже при ювелирной эксплуатации.
4. Экономичность. У опытного водителя на МКПП в сравнении в АКПП экономия топлива может составить до 20%! Это очень большая цифра.
5. Высокий КПД автомобиля, за счет правильного выбора крутящего момента и динамики.
6. Возможность использовать «накат», возможность использования торможение двигателем на гололеде или в других опасных ситуациях.
7. Отличная динамика автомобиля. И если разгон со свистом со светофора не является необходимым и отрицательно сказывается на экономичности, то ускорение при затяжном обгоне или в нештатной ситуации может спасти жизнь.
8. Значительно меньший вес агрегата по сравнению с АКПП. А это значит – повторная экономичность за счет снижения веса автомобиля.
9. Возможность буксирования неисправного автомобиля с МКПП на жесткой или гибкой сцепке на любые расстояния.
10. Возможность запуска двигателя при севшей батарее или мелких неисправностях системы зажигания с «толкача» или путем буксировки на тросе.
11. МКПП не боится буксования, поэтому даже в глубокой грязи есть возможность выбраться на дорогу. В частности, путем «раскачки», что для АКПП недоступно в принципе.
12. С МКПП сама автомашина проще устроена (меньше движущихся частей, проводов, электроники, процессоров и т.д.), что априори надежнее.
13. В критической ситуации МКПП спасет вам жизнь. Например, двигатель заглох на железнодорожном переезде и вот уже приближается поезд. Вы можете включить первую скорость и съехать с путей на стартере (просто включив стартер ключом, как при запуске двигателя). С коробкой-автоматом такой финт не пройдет, катастрофа будет неизбежна.
Минусы механической коробки перемены передач (МКПП):
1. Сложность обучения новичком и эксплуатации начинающими водителями. Особая сложность это трогание с места, переключение передач, выбора оборотов двигателя. Именно новички чаще всего быстро «убивают» МКПП. Ведь часто, вместо «первой» включают «заднюю», «бросают» сцепление при трогании или наоборот «жгут», трогаясь медленно на больших оборотах и т.д.). Трогание на подъемах для новичков это вообще отдельная тема – они часто в пробках создают аварийные сиутации или даже провоцируют мелкие ДТП не в состоянии безопасно тронуться с места.
2. Перегрузка двигателя с соответствующим уменьшением его ресурса при неправильном включении передач.
3. Автомобиль при переключении теряет скорость, АКПП же переключает почти мгновенно. Данные "клевки" не прибавляют комфорта при езде, как водителю, так и пассажирам. Кроме того, часто пассажиров может «потрясывать» при трогании с места, особенно если это неопытный водитель.
4. Физическая усталость водителя при постоянном оперировании МКПП. Особенно это сказывается в пробках больших городов.
Неким компромиссом можно назвать роботизированные коробки передач. Имея те же преимущества, как у «автомата», они имеют потребление топлива наравне с МКПП. Однако данный тип КПП (проще – «робот») пока мало распространен, и подавляющее большинство водителей относятся к нему настороженно.
Подводя итоги можно сказать следующее:
Если вы:
- начинающий водитель;
- большую часть времени крутитесь в городе с хорошими дорогами;
- снегопады редки или улицы хорошо убираются коммунальными службами;
- редко выезжаете загород или в междугородние путешествия;
- живете «в цивилизации» с СТО, эвакуаторами и хорошим заработком… покупайте автомат!
Если вы:
- опытный водитель
- хотите внедорожник;
- любите путешествовать;
- часто выезжает загород;
- живете в «зимнем» климате;
- цивилизация далеко…. покупайте «механику»!
Безусловно, это лишь обобщенные рекомендации. Решать вам.
Будем рады вашим комментариям!
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.