Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) во время работы двигателя настроен на максимальный угол опережения зажигания, согласно заложенной программе.
Реальные условия работы двигателя требуют постоянной корректировки углов, так как могу изменяться разные параметры: бензин, режимы работы двигателя, износ ЦПГ, меняются зазоры в поршневой группе и так далее.
Здесь на помощь приходит датчик детонации (ДД).
Работа датчика детонации основана на постоянной обратной связи между ЭБУ.
Датчик детонации устроен следующим образом. Он работает на основе пъезоэффекта, состоит из двух параллельно включенных кварцевых пьезоэлементов, а также сейсмической массы в одном корпусе, жестко закрепленных на блоке двигателя.
Пьезоэлементы и сейсмическая масса зажаты гайкой и тарельчатой пружиной на шпильке, закрепленной в блоке цилиндров.
Датчик воспринимает вибрации идущие от стенок блока цилиндров. Сигнал от датчика поступает на ЭБУ, который оценивает его амплитуду и корректирует угол зажигания в сторону увеличения или уменьшения.
Программа управлением углом опережения зажигания изначально настроена на максимальные табличные значения - пограничной зоне, где начинается детонация.
Задача ДД - отслеживать эту допустимую границу. Видя предельный уровень сигнала детонации, ЭБУ несколько уменьшает угол опережения зажигания, делая процесс безопасным для двигателя. Затем идет обратное ступенчатое повышение угла, пока опять не поступит сигнал о предельном значении детонации.
Таким образом, процесс корректировки угла зажигания идет постоянно, непрерывно повторяясь, все время, пока работает двигатель.
Еще один необходимый в современном двигателе датчик - датчик неровной дороги (ДНД).
Работа его схожа с работой датчиком детонации, принцип действия основан также на пъезоэффекте.
ДНД предназначен для измерений колебаний, толчков и вибрации кузова автомобиля, возникающих при движении машины по неровной дороге и не имеющей отношения к вибрации двигателя.
Например, на современных моделях отечественных ВАЗов датчик неровной дороги расположен в моторном отсеке, на левой стойке передней подвески.
Главной задачей датчика неровной дороги является
разграничение детонации, возникающей при детонационных стуках в двигателе при пропусках зажигания и похожий сигнал, идущий от вибрации и тряски по неровной дороге.
Для исключения ошибок, при превышении определенного порога сигнала от датчика неровной дороги, ЭБУ просто временно отключает функцию фиксации детонации двигателя и пропусков зажигания.
При выезде на ровную поверхность, работа датчика детонации возобновляется.
Всем безаварийной езды и ровных дорог, друзья!
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.