Всем привет, сегодня мини-урок вождения в сложных ситуациях, а именно – в условиях ям и кочек. Говорить о том, какие у нас дороги, думаю, излишне – все с ними сталкиваются ежедневно. Для автомобилистов это наиболее критично. На неровностях узлы внедорожника испытывают повышенные нагрузки, быстро изнашиваются, и просто выходят из строя. Последнее уже по-настоящему опасно, так как может привести к ДТП с плачевным итогом. Именно поэтому мы рассмотрим азы управления на неровной дороге и дадим советы, как научиться грамотно объезжать неровности в критических ситуациях.
Весна. Оттаивают не только подснежники, но и ямы и колдобины. После зимы, когда сходит снег и наледь, мы видим неутешительную картину – разбитые дороги. Яма на яме. Дорожники, рьяно латающие заплатки, зачастую делают это так безобразно, что заплатку «выпирает» над поверхностью дороги. Итого мы получаем не дорогу, а стиральную доску
Итак, на приличной скорости вам попадается яма больших размеров, объехать которую нет никакой возможности. Причины разные: поздно заметили, высокая скорость, плотный поток или встречка, узкая дорога и т.д. и т.п. И вы понимаете, что через пару секунд попадаете в нее левой (или правой) стороной и отрываете колесо напрочь!
Выход? Он есть – боковое вывешивание или боковая разгрузка. Полностью избежать удара не поучится, но максимально минимизировать ущерб (и вовсе избежать его) – можно.
Скажу сразу, что способ работоспособен только на сухом, твердом покрытии, например сухом асфальте. Эффект похож на детские качели – загружая одну сторону автомобиля, мы разгружаем другую. Это заметно на поворотах: колеса, идущие по внутренней дуге, как бы вывешиваются в воздухе, подвеска расправляется и без проблем обрабатывает любые кочки и неровности, ведь вся основная тяжесть автомобиля лежит на другой стороне.
Именно это явление и используется при движении по прямой, когда внезапно возникает ямка. Осуществляется резкий маневр влево, потом резко вправо (или наоборот, в зависимости от местоположения ямки), раскачивая машину, таким образом разгруженная сторона проходит ямку с минимальными последствиями.
При хороших колесах, сухом покрытии и опыте можно не только разгрузить одну сторону машины, но и даже приподнять ее над поверхностью дороги. Причем достигается это очень легко.
Некоторая сложность в выработке навыка выполнения вышеописанного приема есть – психологический барьер. Водитель, видя перед собой яму, практически инстинктивно выворачивает руль ОТ ямки, стремясь ее объехать. А для осуществления приема необходимо, наоборот, в последний момент повернуть именно на ямку!
Поэтому обязательными являются хотя бы начальные тренировки на ровной поверхности. Для этого нужно выбрать ровную площадку и установить искусственное препятствие. «Ямкой» может быть ненужная велосипедная камера, пластмассовая крышка от ведра и т.д.
Положите ее на асфальт и попробуйте «перепрыгнуть». Очень желательно, если с вами будет товарищ с видеокамерой (или просто установите видеокамеру). На картинке вам будет проще разбирать свои ошибки, или наоборот, подметить наиболее удачные маневры.
Таким образом, вы довольно быстро освоите данный прием. На дорогах применяйте его очень осторожно! Помните про скорости!
Еще один из тренажеров, которых полно на наших дорогах – это «лежачие полицейские». Это искусственная неровность, полоса которой, как правило, не доходит до бордюра и вполне достаточно для прохода колеса. Думаю, дальше объяснять не надо… Практикуйтесь…
Теперь рассмотрим достаточно сложную ситуацию, когда на пути попадается продолговатая ямка, в которую, как не рули, в гарантированно «влетаете» сразу двумя колесами. Как вы понимаете, боковая разгрузка не поможет - нагруженная сторона получит удар двойной силы. Есть ли выход? Конечно! Тут применяется техника «клевка». Сразу оговорюсь: годится только для механической КПП, например на УАЗ. Автомобили на «автомате» - обречены. Но так как у нас портал отечественных внедорожников, я думаю, что эта ремарка мало кому будет полезна.
Выполняется прием «Клевок» следующим образом: перед препятствием, не отпуская педаль газа, резко нажмите и так же резко бросьте тормоз. Автомобиль предсказуемо“клюет” носом и, затем, «отскакивает» вверх передом. Чем резче произведены манипуляции, тем заметнее и эффективнее “клевок” (выше отскок). Если позволяет двигатель и передача – одновременно с «бросанием» тормоза можно нажать на газ до упора. Это придаст отскоку большую геометрическую величину, что позволит еще больше расправиться подвеске. При этом нажимать на тормоз нужно до определенного уровня, чтобы не заблокировать колеса и не заглушить двигатель. В идеале – колеса на отскоке должны просто пролететь над ямкой. Однако основная сложность даже не в том, чтобы быстро и эффективно осуществить все эти операции с органами управления, а в том, чтобы очень четко рассчитать время «пролета» колеса над ямкой. Это должно произойти как раз в тот момент, когда автомашина только начала «отскок». Сделать такой рачет достаточно сложно и более, наверное, интуитивно, но вполне поддается тренировке. Без тренировки есть реальный риск не угадать с расчетом времени и сделать все с точностью наоборот – колеса влетят в яму на максимальной загрузке уже после отскока. В этом случае – подвеска получит сокрушительный удар и без повреждений наверняка не обойдется.
Методика тренировки похожа на вывешивание, различны только «препятствия». Я рекомендую применять длинный лист бумаги – на нем очень хорошо будут заметны следы шин и деформации, что особенно хорошо при отсмотре видео. Для изготовления полоски идеально подходит кусок старых обоев, которые найдутся в любом доме. Длину полосы делайте в 1,5 ширине автомобиля.
Как вы уже, наверное, поняли, данный прием не позволяет разгрузить заднюю подвеску и избежать удара. Однако для задней подвески это не так критично. Во-первых, задняя часть автомобиля, как правило, всегда легче передней, поэтому ущерб минимален. Во-вторых, на любом автомобиле ремонт задней подвески обходится значительно дешевле, чем ремонт передней.
При этом не поддавайтесь соблазну «джигитовать» всегда и везде. Здесь мною рассмотрены варианты выхода из критических, аварийных ситуаций и только для них! Если есть возможность – лучше просто затормозить и плавно переехать любую ямку, без всякого риска! Другое дело, что такая возможность есть не всегда.
В заключение скажу, что данные приемы являются чисто спортивными и требуют тщательной отработки и прилежной тренировки. Эти приемы при надлежащем исполнении, спасут и вас, и ваш автомобиль от траты многих тысяч у.е. на возмещение ущерба и ремонты. Но, как любое лекарство, при небрежном исполнении способны и навредить! Поэтому – будьте аккуратны на дорогах!
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.