Вождение авто в непогоду, сложных дорожных условиях касается всех отечественных автолюбителей. Даже несмотря на то, что большая часть населения - горожане, дорожная сеть все также плоха. Именно поэтому, даже в крупных городах, непогода и «внезапная» зима каждый год порождает массу ДТП. Здесь мы кратко остановимся на особенностях управления автомобилем в разных, но сложных дорожных и, особенно - погодных условиях.
В соответствии с ПДД каждый водитель обязан строго соблюдать меры безопасности, избегая возникновения любых аварийных ситуаций, вплоть до остановки своего транспортного средства и высадки всех пассажиров.
В свою очередь дорожные службы также обязаны вовремя реагировать на любые изменение погодных условий и быстро предпринимать все необходимые меры по обеспечению бесперебойного и безаварийного движения транспорта и пешеходов.
Практика показывает иную картину.
Соблюдение нижеизложенных несложных правил, позволит вам значительно сократить вероятность ДТП и любых аварийных ситуаций в несколько раз.
Гололед. Это, пожалуй, одно из наиболее опасных явлений. Гололед - это стекловидное покрытие на дороге, состоящее из льда, воды, пыли и грязи. Ввиду особенностей агрегатного состояния воды при "минусе", любой предмет на твердой наледи легко скользит в любом направлении. Автомобиль - не исключение. Попадая на обледенелую дорогу, практически всегда авто теряет управление. Причина - недостаточное сцепление с поверхностью. Очень опасны состояния: лёд и свежий снег, лёд и вода. При гололедице несомненными плюсами к безопасному вождению будут:
- качественная зимняя резина;
- качественная шиповка в квалифицированном автосервисе;
- соблюдение скоростного режима;
- полный привод автомобиля;
- избегание неровной местности. Лучше объехать пару километров, чем лезть на обледенелый холм.
К условиям гололеда можно отнести и снежный накат. Он имеет сходную структуру и почти такой же низкий коэффициент сцепления с покрытием.
Как управлять автомобилем в условиях гололеда или наката:
- трогаемся плавно, без рывков, обязательно прямолинейно;
- тормозим плавно, не выключая сцепления, с переходом на низшие передачи.
- не крутим двигатель! «Газовать» нужно плавно и постепенно. Переключаемся также плавно и, главное, своевременно. Рывки и перегазовки гарантированно приведут к срыву колес и возможно - к заносу автомобиля.
- на "механике" переключаемся максимально быстро, с идеально подходящими оборотами двигателя.
- в гору движемся с несколько повышенными оборотами, добавляя примерно +20% к рабочим оборотам в обычных условиях. Этот запас хода позволит переключиться аккуратнее, сведя к минимуму риск срыва колес в буксование.
- забуксовали? Раскачиваем автомобиль! Никогда не «газуйте» с фонтанами грязи, это бессмысленно, хотя трагично и эффектно смотрится. Колесо быстро закопается, и затем тронуться без посторонней помощи будет невозможно.
Опасные периоды – осень и весна, утро и вечер - соответственно.
Снегопад. В наших широтах это также довольно частое явление. Имеется две основные опасности – плохая видимость и скольжение. Первое опасно в ночное и сумеречное время. Свет фар, каким бы ярким он не был, мгновенно рассеивается падающим снегом, лучи от фар становятся бесполезными и дорогу почти не освещают. При очень сильном снегопаде возможен даже эффект самоослепления – это когда световое пятно слепит яркостью самого водителя, не освещая дороги.
Снегопад - это автоматическое снижение эффективности сцепления колеса с дорогой. Поэтому стоит снижать вашу скорость до максимально возможной в данных условиях. Заранее проверяйте работу дворников, омывателя.
Алгоритм управления автомобилем аналогичен управлению при гололеде. Весьма опасны торможения на неоднородной поверхности, например, на мостовых, трамвайных путях, разметке, зебре и т.д. Это почти всегда чревато потерей управления над автомобилем.
Учитывайте, что снег быстро забивает всю оптику. Через полчаса езды, вы можете с удивлением обнаружить, что ваши фары перестали светить, а стоп-сигналы и повороты не видны! Это опасно!
Увидели впереди автомобиль со значком шипованных шин – отстаньте! Такие автомобили часто "встают колом", провоцируя удар сзади.
Усилит внимание нужно к дорожной обстановке, знакам и разметке, тем более, если вы на незнакомой дороге. Что-то пропустив вы можете невольно спровоцировать ДТП.
Перед выездом проверьте обогреватель – так как во время снегопада всё мгновенно запотевают, и вы можете быстро «ослепнуть».
Избегаем скорости при проезде снежных заносов и даже небольших сугробов - вероятно налететь на камень или просто сломать пластик бампера.
Приобретите ремни или цепи противоскольжения – места они не занимают, а выручат в сложной ситуации. Также нелишне иметь хотя бы портативную лопату и хороший трос.
Дождь, ливневый дождь. Опасности традиционные – снижение видимости и аквапланирование. Дождь, конечно, это легче, чем снегопад, но расслабляться не стоит. Он часто заливает глубокие ямы в которых неопытные автомобилисты оставляют колеса и подвеску.
На незнакомой дороге двигайтесь крайне осмотрительно, превышать скорость просто опасно. Во-первых, можно попасть в яму. Во-вторых, опасность аквапланирования. Этот неприятный эффект, характеризующийся частичной потерей контакта автомобильного колеса (либо всех колес) с дорогой. На высокой скорости колесо не может «выдавить» из-под себя воду и начинает просто плыть. Автомобиль в этом случае почти всегда полностью или частично теряет управление. Часто это потенциальная авария. Водители сталкиваются с аквапланированием на загородных трассах и скоростных магистралях. И если вас вынесет на обочину это одно, а если на "встречку"? Кроме того, при аквапланировании невозможно быстрое и эффективное торможение автомобиля, и часты срывы в занос.
Если вы попали в лужу - не меняйте траекторию движения и тормозите только плавно, одновременно с плавным же сбросом "газа".
Туман. Тоже весьма сложное явление, где-то между снегопадом и ливнем. Туман делает почти нулевой видимость и слышимость. Туман вообще зовется «обманщиком» - он поглощает или даже искажает свет и звуки. Например, звуки он иллюзорно может приближать или отдалять. Очень опасен утренний и внезапный туман, часто бывающий в районах водоемов. Туман может быть внезапным для водителя, а это чревато тяжелейшими авариями. Приближаясь к туману - снижайте скорость, так как на расстоянии четко понять плотность тумана нельзя. Включаем все имеющиеся световые приборы. При "молочном" состоянии тумана можно открыть окна и периодически сигналить, чтобы элементарно, например, не наехать на пешехода, идущего по обочине. В таком случае при первой возможности лучше вообще съехать с дороги и переждать. Потерять полчаса лучше, чем ДТП, согласитесь. Туманы это явление непродолжительное, но крайне опасное. Вы, наверняка, были свидетелем теленовостей с жуткими авариями, и не только у нас, но и за рубежом, с сотнями разбитых авто и покалеченных людей. Фирменные "противотуманки" - хорошее подспорье.
Ночь. Тяжкий период для водителя. Особенно - на неосвещенных загородных трассах, автобанах. Хотя интенсивность движения ночью значительно падает, вероятность попасть в ДТП, наоборот, сильно возрастает. Основные и всегда фатальные опасности ночной езды:
- недостаточная освещенность или ее отсутствие.
- утомляемость, усталость, внезапный сон.
- ослепление встречным и попутным автомобилем.
- галлюцинации перспектив, ошибочная оценка расстояния, цвета и формы объектов.
При движения ночью нужно соблюдать следующие правила и ограничения:
- снижайте скорость до минимума, особенно зимой, особенно на незнакомой дороге.
- никогда не смотрите на свет фар! Если вы все же ослеплены – включайте аварийку, сбрасывайте скорость и плавно останавливайтесь, но, не меняя полосы движения!
- внимательно смотрите на обочину дороги. Это позволит контролировать край покрытия (при отсутствии разметки), не улететь в кювет, а также вовремя заметить стоящий в темноте автомобиль или пешехода.
- встречный автомобиль слепит вас? Поморгайте ему дальним светом. По правилам хорошего тона встречный авто должен поморгать вам в ответ. Если обратной связи нет, значит водитель встречного авто просто не понял вас, не замечает ваших сигналов, засыпает, банально пьян, отвлекся и т.д. Воспользуйтесь одним из трех вариантов: остановиться и пропустить, ехать с ближним светом, чтоб самому хоть что-то видеть, ехать с дальним, слепя его в ответ. Каждый сценарии имеет свои минусы и плюсы, поэтому решайте по ситуации. Наше мнение – снижаем скорость почти до нуля. Жизнь дороже.
- повороты проходим медленно, особенно на незнакомой трассе. Ночью, в отсутствие разметки, трудно оценить кривизну поворота. Рисковать, думаем, не стоит.
- экстремально опасное время - около 4 часов утра. В обязательном порядке сменитесь за рулем или поспите хотя бы полчаса. Обычно этого хватает. Поспать стоит, даже если до дома осталось полчаса езды - засыпание за рулем на скорости почти всегда гарантируют похороны.
Горная дорога. Управление автомобилем в горах имеет свои особенности. Первое правило - соблюдение техники безопасности. Самые распространенные ДТП на горах - съезд с дорожного полотна, столкновения при обгоне на подъеме, вылет с дороги на спуске, попутные столкновения.
Возьмите за правило снижать скорость. На высоком серпантине непривычное кислородное голодание может выключить стандартные реакции - затормозить их, спровоцировать галлюцинации и т.д. Нет опыта вождения в горах? Тогда лучше исключать обгоны – для новичков это очень опасно. Снижение скорости крайне необходимо потому, что горные повороты очень крутые.
Не останавливайтесь на подъёме! Останавливаться можно лишь на спусках, повернув колеса в сторону обочины.
Пользуйтесь противооткатными клиньями или просто камнями под колеса.
Необходимо иметь запас тормозной жидкости и тосола - в горах часто кипят радиаторы, и выдавливает тормозную жидкость.
Краткие рекомендации по вождению в условиях гор:
- не переключайте передач на подъеме. Заранее переключайтесь на пониженную передачу, избегая при этом перекручивания двигателя! Иначе он быстро закипит!
- не приближайтесь к впереди идущему медленному автомобилю, продолжайте движение на расстоянии. Он может потерять управление и покатиться назад.
- на спуске никогда не глушите двигатель и не выключайте скорость! Особенно, если автомобиль современный, оборудованный ГУР, ABS и т.д. - они тут же отключатся! Сумеете ли резко сманеврировать отяжелевшим рулем или затормозить "каменными" тормозами?
- при движении учитывайте наличие «мертвых зон», особенно у большегрузов. Водители фур поглощены сложной дорогой и даже в зеркала смотрят редко! Помните это!
Счастливого пути.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.