Нет водителя, который никогда бы не сталкивался с ГИБДД. Регистрация, проверки на дорогах, рейды... Безусловно, общение с властями, это не общение с женой или другом. Тут есть определенные правила и ограничения, о которых пойдет речь в нашей статье.
Водитель, которого остановил инспектор ГИБДД, не испытывает никаких радостных эмоций. В лучшем случае - потерянное время, в худшем случае – денежные потеря и даже изъятые права или сам авто.
Однако нужно понимать, что полицейский находится при исполнении служебных обязанностей. Поэтому, общение с представителем власти имеют серьезные ограничения. Давайте рассмотрим частые ситуации, распространенные ошибки и рекомендации специалистов.
1. Останавливаться ли на взмах волшебного жезла?
Вообще, без повода остановить вас не имеют никакого права. Для любой остановки транспортного средства должны иметься веские причины, например:
- в нарушении ПДД;
- автомобиль в розыске;
- автомобиль, причастный к преступлению;
- находящиеся внутри автомобиля лица, потенциально причастные к преступлению;
- автомобиль причастен к некому ДТП;
Остановка также возможна из-за перекрытия пути (праздничное шествие, кортеж властьимущих и т.д.). "Тормознут" вас и в том случае, если ваш автомобиль необходим для погони, перевозки раненого или больного человека в больницу. Также ваш автомобиль становят в рамках различных спецопераций, таких как, например «Перехват», «Вулкан 5»» и прочих. При этом остановить вас может уже не только ДПС, но и любой сотрудник полиции.
Как уже понятно, любой полицейский сможет обосновать остановку вашего автомобиля любой из приведенных причин, что автоматически делает его требование о вашей остановке совершенно законным в любом случае. Дискутировать по этому поводу бесполезно, более того, споры могут закончиться в суде, где вы можете ответить за «неповиновение». Также, не остановившись, вы легко можете спровоцировать полицейскую погоню! Разумно? Вряд ли. Наша рекомендация однозначна – останавливаться в любом случае.
2. Где общаться с полицейским?
Сотрудник ГИБДД обязан точно соблюсти определенную процедуру, предусмотренную законом. Процедура нехитрая - приложить руку к головному убору в приветствии, четко и разборчиво представиться: назвать должность, звание и фамилию. Далее сотрудник полиции обязан озвучить причину вашей остановки. По первому требованию водителя, инспектор обязан незамедлительно предъявить служебное удостоверение в развернутом виде.
Лишь после этого водитель обязан дать инспектору все, что он требует. Выходить или не выходить из автомобиля на время проверки или составления протокола? Наша рекомендация – выходить. И хотя этой обязанности в законе не прописано, инспектор может легко «поднять» вас с кресла. Пример? Пожалуйста:
- устранение поломки, неисправности, угрозы при перевозке багажа и груза;
- подозрение в нетрезвости;
- необходимость сверки номеров агрегатов;
- необходимость досмотра груза;
- подозрение на совершение преступления;
- необходимость оказания помощи в составлении документов.
И это далеко не все. Как видите, очень легко «притянуть за уши» любой пункт. В случае вашего сопротивления – еще и обвинить в неповиновении требованиям полиции!
Есть ли у вас обязанность следовать в автомобиль ГИБДД? Ответ четкий – нет. Это никак не предусмотрено законом и такое требование просто незаконно.
3. "Дуть" ли в прибор?
Теоретически, сотрудник ГИБДД может каждого заподозрить в состоянии алкогольного или даже наркотического опьянения. Ведь за подозрение ответственности нет! Поэтому часто продувают всех подряд в надежде - кто-то да попадется. Так дуть или нет?
Ответ однозначный – да! Вы можете, конечно, отказаться... Но это означает либо автоматическое лишение прав, либо независимые экспертизы и обжалования в суде. Процесс очень долгий и нудный. Стоит ли оно того? После продувания обязательно проследите, чтобы в протоколе была четко указана модель алкотестера, и ссылка на сертификат (или заключение).
4. А что везете?
Вопрос часто возникает, когда у вас плотная тонировка или значительно просел автомобиль. Считаем, что совершенно нет ничего страшного в том, чтобы просто открыть багажник и продемонстрировать его чистоту-пустоту.
Возникает резонный вопрос - а что это: осмотр, досмотр или обыск. С юридической точки зрения это, конечно же, разные понятия.
- осмотр. Это лишь визуальная оценка того, что видно глазами, без прикосновения руками и инструментами. Например - осмотр световых приборов. Действительно, их целостность и работоспособность можно определить на "на глаз".
- досмотр. Это уже полный осмотр автомобиля и вещей с помощью рук и инструментов, но без нарушения их конструктивной целости. Модно перетрясти, например багажник, но откручивать боковые панели или разбирать фонари нельзя.
- обыск. Это, как вы поняли, возможность "раскатать" автомобиль до винтика, а вашу сумку вспороть в произвольных направлениях.
При осмотре протокол не составляется, при досмотре и обыске - в обязательном порядке. Более того - должно присутствовать минимум двое понятых.
Ну а допустимость тонировки можно проверить только специальными приборами, "на глаз" никто ничего определить не может - это незаконно.
5. Что делать, если забыл документы?
Однозначно - продолжать движение вы не имеете права. Если вас остановят - вы оплатите штраф и обязаны будете устранить причину задержания. То есть или самому ехать за правами, или просить кого-то привезти их вам, или (если принадлежность автомобиля лично вам подтверждена и очевидна) просить кого-то с правами продолжить движение за рулем. Иначе автомобиль будет задержан и увезен на штрафстоянку. Ругаться с полицией и клясться, что права у вас есть, бесполезно - вы уже нарушили закон, только тронувшись с места без документов.
Основные принципы общения с ГИБДД и любым представителем власти.
1. Вежливость. Это несложно, но убережет от проблем;
2. Принципиальность, если вас склоняют к даче взятки - это преступление!
3. Гибкость и демократичность, когда принципиальность просто неуместна. Согласитесь, чисто по закону вы можете потребовать понятых и составления протокола, и потом открыть пустой багажник "из принципа". Но что это даст? Потешить дурное самолюбие? Вы потеряете и свое время, и отнимете его понятых и ГИБДД. Смысл? Откройте багажник, это не трудно, тем более что там нет трупа, пулемета или тонны гашиша (верно ведь?).
4. «Качать права» вы можете только тогда, когда знаете и «назубок». Иначе - большие неприятности от разозленных инспекторов ГИБДД вам гарантированы. А если вас поймают на том, что вы не юрист, а ваш гонор - не более чем "понты", вас могут "подтянуть" принципиально и жестко, вплоть до провоцирования драки или разрыва ваших документов. Вы, к сожалению, ничего не докажете. Любой полицейский это тоже человек, с личным набором индивидуальных эмоций и своим порогом восприимчивости.
5. Кичиться знакомством со всевозможным начальством и местными шишками возможно, если эти знакомства действительно есть. Вложенные в ваши права визитки разнообразных боссов и боссят впечатления на инспекторов уже давно не производят.
6. Есть нарушение? Избирайте позицию «виноватого» - сокрушайтесь, соглашайтесь, просите прощения. Этим вы сэкономите время и свои нервы. Полицейский психологически относится к таким «сознательным» водителям более лояльно - он чувствует свою власть и авторитет, и в 99% случаев ограничится нравоучением, отпустив с миром.
7. Причину нарушения следует называть правдиво. Тут фантазии ни к чему. К примеру, вы соврете, что не увидели знак из-за звонка любимой и обожаемой тещи. А если у инспектора его собственная тёща - "монстр"?
По однозначным рекомендациям психологов, вежливость, корректность и спокойствие поможет вам разрешить подавляющее большинство ситуаций не только с ГИБДД, но и с любым представителем властей.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.