Двигатель во время работы совершает огромное количество тактов сжатий и последующим за ним сгораний топлива в цилиндрах двигателя. При этом часть газов прорывается через поршневые кольца в картер. Это так называемые картерные газы. По классической схеме они подаются во впускной коллектор для дожигания.
Главный вопрос — отчего зависит количество картерных газов?
- Во первых от степени износа цилиндра, поршня и колец (ЦПГ). Чем больше пробег, тем больше износ ЦПГ, тем больше картерных газов.
- Во вторых от степени сжатия в цилиндрах двигателя (степень сжатия это отношение полного объёма цилиндра двигателя внутреннего сгорания к объёму камеры сгорания).
Степень сжатия дизелей 18-20, у карбюраторных двигателей около 10. Значит степень сжатия у дизеля в два раза больше, чем у бензинового двигателя. И количество картерных газов будет значительно больше.
В двигателях система вентиляции картера выполняет экологическую задачу - уменьшает вредные выбросы. В картере также находятся пары масла, бензина и воды.
Скопление картерных газов ухудшает свойства и состав моторного масла, разрушает металлические части двигателя. Чрезмерное давление создаваемое картерными газами может выдавливать масло через сальники коленчатого вала. Для исключения этого и применяется принудительная система вентиляции картера.
Рассмотрим вентиляцию на примере турбодизеля.
Для понижения давления в картере используется низкое давление образующееся на входном патрубке компрессора (между воздушным фильтром и компрессором). В клапанной крышке дизеля находится штатный маслоотделитель, состоящий из лабиринта сеток, где масло освобождается от газов. Газы выходят из клапанной крышки и по трубке поступают во всасывающую часть компрессора.
При значительном пробеге двигателя поток газов проходящий через маслоотделитель не успевает очиститься от масла. И масло с газами поступает в компрессор, затем в кулер и в цилиндры, где сжигается. Нагар от сгоревшего масла откладывается по всему тракту выхлопа и засоряет его. Сгорающее масло дает голубоватый дымок из выхлопной трубы. В таком случае, чтоб отделить масло из картерных газов, устанавливается дополнительный маслоотделитель.
При значительном количестве моточасов дизельного двигателя наступает неизбежный износ цилиндро-поршневой группы (ЦПГ). Это влечет за собой серьезные проблемы, от падения КПД двигателя до повышенного расхода масла. Ведь при значительном износе поток картерных газов проходящий через маслоотделитель, не успевает очиститься от масла. И масло с газами поступает в компрессор, затем в кулер и в цилиндры, где сжигается. Это приводит к большому расходу масла.
Штатные устройства маслоотделения обычно располагаются в клапанной крышке. Устройство имеет лабиринтные каналы с сетками разделителями, где происходит маслоотделение.
Со временем эти каналы забиваются отложениями загустевшего масла. Проходное сечение маслоотделителя становится все меньше и воздушная масса картерных газов создает избыточное давление картере.
Решение довольно простое - промывка маслоотделителя. А также монтаж дополнительного маслоотделителя.
Итак, как же можно определить, что дизелю пора на "капиталку"? У многих производителей двигателей есть тест на предмет исправности ЦПГ по объему картерных газов — если оно превышает номинальные значения, то двигатель подлежит ремонту.
Объем картерных газов можно количественно измерить любым газовым счетчиком своими руками.
Так, ориентировочные цифры (!) следующие:
- 10-30 литров/мин - двигатель в хорошем состоянии;
- 30-45 литров/мин - двигатель в рабочем состоянии;
- 45-70 литров/мин - двигатель в удовлетворительном состоянии, требуется планирование капитального ремонта в самое ближайшее время;
- от 70 литров/мин - капремонт необходим немедленно.
Данные по каждому конкретному двигателю следует уточнять отдельно в справочниках и на сайте производителя.
Измерять надо поток картерных газов, выходящий по трубе из клапанной
крышки. Для этого другой конец трубы отсоединяем от входа в компрессор и подсоединяем его к газовому счетчику.
При разъединении отвода картерных газов заодно можно проконтролировать и состояние воздушного фильтра.
Это можно сделать, если пальцем заткнем отверстие, куда вставлялась трубка отвода картерных газов. Если почувствуем, что палец присасывается довольно сильно, то это признак, что воздушный фильтр сильно забит грязью и его надо менять.
Забитый грязью фильтр вызывает повышенный расход масла, которое подсасывается из уплотнителей вала компрессора.
Всем безаварийной езды и ровных дорог!
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.