Как побороть страх вождения, страх перед дорогой? Начать ездить нужно, но страшно? Сегодня мы поговорим о природе страха перед дорогой, кто ему подвержен и как с ним справиться.
Какая категория автомобилистов подвержены страху?
1. Новички, только получившие водительское удостоверение.
2. Водители, после длительного перерыва в вождении или по переезду в другой населенный пункт. Как правило, страх возникает при переезде из села или поселка в крупный город.
3. Водители, бывшие участниками ДТП, особенно тяжелых.
В каждом случае природа страхов своя.
Новички. Самая "гнобимая" категория водителей на наших дорогах. Непредсказуемое, нервное вождение, заторможенное поведение, забывчивость о сигналах поворотов - ошибок не счесть. И они преследуют практически всех новичков, создавая нервозность и аварийноопасные ситуации. Естественно, это порождает предсказуемый гнев остальных автовладельцев. Скажем, однако, сразу - истошные гудки, моргание фарами и гневные крики в форточку с потрясанием кулаками ситуацию не исправят. Напротив, такое ваше поведение может только усугубить ступор новичка и, соответственно, дорожную обстановку.
Новичок и сам знает о своем страхе перед автодорогой, самим автомобилем и трафиком. Исток почти любого страха это неясность, неизвестность, существующая вероятность причинения вреда (себе или другим). Нужно понимать, что перед новичком, который выехал в город первый раз самостоятельно, без инструктора, тут же встает масса вопросов:
- вдруг поломается автомобиль?
- смогу ли я справиться с управлением?
- вдруг я забуду правила, знаки или дорожную разметку?
- вдруг я нарушу по невнимательности требования ПДД?
- вдруг я попаду я в ДТП или перевернусь?
- .... ну и прочие подобные вопросы, зависящие целиком от особенностей человека.
Новички. У новичка нет опыта, с наработкой которого возрастает уверенности в себе, синхронизации сознательного и внутреннего бессознательного. Лишь постепенно эти вопросы лопаются как мыльные пузыри. Сразу убрать их не получится. Чтобы убрать неуверенность - нужен только и исключительно опыт. Хотите перестать бояться ездить? Больше ездите!
Страхи, как и реакции строго индивидуальны. Они зависят от пола, возраста, черт характера, склада психики (холерик, флегматик и т.д.). Новичкам следует помнить, что большинство ситуаций, порождающих страхи, они провоцируют лично сами.
На примере коротко разберем две самые распространенные:
1. "Тормознутость" и нерасторопность на дороге, особенно при проезде перекрестков, развязок, съездах и маневрах. Всем, наверное, приходилось сталкиваться с новичком, который не может тронуться вовремя на зеленый свет светофора или внезапно начинает поворот налево из крайнего правого ряда? Гнев и раздражение других водителей вполне оправданы, хотя и не очень допустимы. Новичок начинает лихорадочно заводить заглохшую машину, трогаться, опять глохнет, заводится, дергается... Вот и зеленый погас и вновь красный. Все теряют время, пропуская очередной цикл светофора, костеря новичка на чем свет стоит. В этой ситуации новичок не приобретает опыт, а пытается справиться со страхом, гневом, стыдобой и другими эмоциями, которые на дороге очень вредны. В такой ситуации опытным водителям следует относиться с пониманием - криком и нервами вы ситуацию только усугубите!
2. Совершенно непредсказуемые маневры. Видели маневры на дороге новичков? Иногда это смешно, иногда - катастрофически опасно!. Новичок, особенно при перестроении на скорости, пока не в состоянии правильно оценивать скорость, уровень необходимого замедления (как нужно тормозить), расстояние до поворота... В итоге, "летящий" в потоке новичков последний момент видит нужный поворот, бьёт по тормозам, выруливает из крайних полос, создавай ситуации, грозящие реальными ДТП.
Рекомендации:
- Нет опыта? Выбирайте не оживленные маршруты с наиболее низким трафиком! Готовьтесь, что традиционный путь до работы или дома будет длиннее в пять раз и значительно дороже. Вы не имеете права подвергать опасности других участников движения, создавать помехи на дороге, провоцировать аварийные ситуации. Не стоит тут же лезть в поток! Это быстро оправдается - вы привыкните к движению и к городу, и быстро наработаете опыт! Причем, без лишних нервов!
- Поместите на автомобиле знак того, что вы новичок. Поборите стыд, и поверьте - здоровье и безопасность дороже. Так другие водители будут видеть, что перед ними неопытный водитель и, как минимум, будут держать дистанцию.
- Старайтесь не нервничать! Если вы попали в сложную ситуацию, вспоминайте, о чем вас учили в автошколе и делайте свою "работу". Ваша задача - ехать! Худо-бедно, но ехать, и ехать максимально безопасно. Поверьте, дорожные хамы, орущие на вас и истошно сигналящие, забудут о вас на следующем перекрестке, так как будут орать уже на другого. Кроме того, если у вас будет знак - "новичок" это будет "железным" аргументом в любом споре. Вы ведь предупреждали...
- Чувствуете сердцебиение и волну страха – сделайте несколько глубоких вдохов и быстро посчитайте от трех до одного в обратном порядке. Это часто помогает немного успокоиться.
- Старайтесь чаще улыбаться себе в салонное зеркало. Подсознательно это стимулирует мозг на хороший настрой.
- Боитесь ДТП – мысленно представьте его. Мозг мгновенно создаст вам картинку и моменты, которых следует опасаться (например, превышения скорости).
- Новый автомобиль? Минимум полчаса подёргайте рычаги и кнопочки, стоя на месте минимум полчаса. Во-первых - отработаете мышечную память. Во-вторых изучите все органы управления. Категорически нельзя трогаться с места, если назначение хоть одной кнопочки остается вам неизвестной!
- Немного уверенности придаст опытной водитель, сидящий рядом. Это должен быть спокойный и уверенный человек, который не будет отпускать колких комментариев (как, например, часто делает молодежь с "друзьями"). Попросите его отмечать ваши ошибки и спокойно комментировать дорожную обстановку.
- Внезапно попали в плотный и скоростной поток и начали нервничать или даже паниковать? Спокойно! Не пытайтесь тут же маневрировать и искать ближайший съезд - спровоцируете аварию! Двигайтесь дальше, постепенно продвигаясь к "выходу". Пусть в уедете на десяток километров дальше и израсходуете лишние литры горючего, но останетесь целы и невредимы. Ситуация сравнима с давкой в метро. Если уж попали в толпу - расслабьтесь, ибо вы ничего не сделаете - куда вынесет, туда и вынесет! Относитесь к ситуации философски.
Водители после ДТП. Основная проблема – преодоление психологического блока первого выезда на улицу. Это довольно тяжело преодолеть из-за нескольких моментов. Память, рисующая неприятные картинки, чувство вины, страх вновь кого-то покалечить, страх боли и т.д. От вас потребуется множество психологических усилий и внутренней работы. Будет здорово, если у вас есть опытный и понимающий друг или родственник, который поедет с вами. Главный "тормоз" - страх. И его придется преодолевать, чего бы это ни стоило. Действуйте как новичок и учитесь "ходить" заново. Показатель - километраж. Проехали 5-10 километров, а страх не уходит? Делайте перерыв на пару дней и начинайте вновь. Если же включились реакции водителя (смотрите в зеркала, на знаки и т.д. забыв о страхе или он незначителен) - нужно ехать дальше. Больше километров - меньше страха.
Не удалось преодолеть страх? Узнайте ближайшие автошколы, где есть специальные реабилитирующие курсы. Таки программы предполагают специальные тренинги с опытными инструкторами и, часто - профессиональными психологами. Реабилитация может длиться долго, особенно в случаях сильных моральных травм - например, если в результате ДТП гибнут люди.
При этом эксперты настоятельно рекомендуют ни в коем случае не затягивать возвращение к вождению и начинать его при первой возможности. Чем раньше сядете за руль, тем проще вернуться на дорогу. Затяните - кроме страха будет неуверенность и утерянные навыки. Это будет уже в стократ сложнее. Отметим, что женщины быстрее реабилитируются, из-за природной склонности выплескивать эмоции, тогда как мужчины держат проблемы в себе.
Водитель после длительного перерыва. Ваш враг - время. перед выездом в город восстановите все навыки, старайтесь немного покататься по безлюдным дорогам и улицам, освежите ПДД и навыки управления. Если вождение не доставляет отрицательных эмоций, не путаете тормоз с газом, и право-лево - можно выезжать. Излишне напоминать, что первые 2-3 месяца придерживайтесь минимально допустимых скоростей. Торопиться не стоит. Если же чувствуете неуверенность и появился ранее неведомый страх - пройдите курс реабилитации в ближайшей автошколе. На безопасности экономить не стоит.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.