От того, как правильно вы подберете шины для вашего внедорожника, зависит и ресурс, и безопасность вождения, а в экстремальных ситуациях - и ваша жизнь!
Думаю, понятно, что покупая в автосалоне внедорожник не стоит рассчитывать на «суперские» покрышки. Производитель всегда ставит на «конвеерный» джип самую дешевую резину. Причина понятна – в первую очередь цена, как конкурентное преимущество. Поэтому ценность таких покрышек стремится к нулю. В лучшем случае на них можно безопасно ездить в солнечный день по сухому асфальту.
Джипперы с удовольствием делятся многолетним опытом эксплуатации и теми моделями резины, которые отлично зарекомендовали себя на внедорожниках. Поделимся этой информацией и мы.
При определении, какую резину покупать, для начала нужно понять, где мы преимущественно будем ездить – город, село, дача, природа (бездорожье). Конечно, в идеале нужно иметь 4-5 комплектов колес на все случаи жизни. Однако на практике это, к сожалению практически недостижимо. Поэтому производители стараются унифицировать назначение и приняли три больших группы, по которым градируют все производимые шины:
1. Шоссейка.
2. Универсальные - гравийные (обозначение All Terrain или АТ)
3. Всесезонка - грязевые (обозначение Mud Terrain или МТ)
4. Грязевая.
5. Шоссейка, как мы понимаем в первую очередь характеризуется невыраженностью рисунка и профиля грунтозацепа, направленностью рисунка, алгоритмом отвода воды (антиаквапланирование) и другие специфические характеристики для эксплуатации на асфальте и другом твердом покрытии. На зыбком покрытии такие шины практически бесполезны, ввиду слабовыраженного протектора и неприспособленности к самоочищению.
Универсалки характеризуются уже достаточно выраженным протектором, чтобы не застрять в первой же луже, но и оптимальным сочетанием рисунка, чтобы достаточно комфортно передвигаться по твердому покрытию. Отличительная черта, которая выдает шоссейку – относительно широкий рисунок протектора.
Всесезонки – шины специально для грязи, для движения в сложных условиях, с высокими сцепными свойствами. Имеют высокий, агрессивный протектор. Слабо приспособлены для движения по асфальту – жесткие, шумные, имеющие очень плохое сцепление с покрытием, особенно на мокром асфальте.
Грязевая – для экстремального бездорожья. По хорошим дорогам на них лучше не ездить вообще.
Зимние шины, в свою очередь, делятся на два типа:
- I+S (от англ.- ice + snow, лед + снег) – для передвижения по нормальным дорогам;
- M+S (от англ.-mud + snow, грязь + снег) – для передвижения за пределами дорог, в условиях среднего бездорожья. Имеют более агрессивный протектор и похожи на шины класса AT, но с более мягким составом резиновой смеси и специальным зимним рисунком протектора.
Зимние шины могут шиповаться (что, вообще говоря, на внедорожниках не приветствуется). Летняя резина класса MT также зачастую имеет штатные места для установки шипов, а также обозначение “M+S”. Производитель как бы намекает, что, типа, и она может быть шипована, позволяя не покупать зимнюю резину. Однако бывалые джипперы категорически советуют не попадаться на эту уловку. Это очень опасно, особенно, если ездить в условиях частично очищенных дорог, что сплошь и рядом встречается как на трассах и в маленьких городах, так и на окраинах самых продвинутых городов-миллионников.
МТ-шины можно прекрасно использовать зимой, при езде в тяжелых условиях бездорожья, по лесам-полям, но для зимнего асфальта они категорически не годны.
Класс AT конечно манит своей универсальностью. В плюс - невысокой ценой и широкой рекламой. Однако и тут масса подводных камней.
А России самой популярной шиной AT-класса остается BF Goodrich AT, также выпускаемая под брендом BFG AT. При внешнем осмотре бросается в глаза агрессивный, глубокий протектор, с другой стороны, он достаточно измельчен – расстояние между элементами рисунка минимальное. Это верный признак шоссейки. Однозначно подкупает невысокая цена, стойкость к износу, большой выбор типоразмеров, ну и специфическая «красивость» колеса.
BF Goodrich AT, естественно не одна в своем классе. Конкуренты наступают на пятки - ProComp, Yokohama, Dunlop, Fulda, Good Year, ну и так далее.
АТ-класс практически всегда рекламят, как шины, которые можно безопасно использовать зимой! Однако мы заранее отметём этот рекламный ход, так как понимаем, что зима во Флориде или Лондоне очень отличается от зимы в России.
Резина, из которой изготовлены AT-шины (кроме элитных моделей) в условиях температур русской зимы становится просто дубовой и превращается в некое подобие деревянного колеса – едет куда хочет и скользит, как хочет. Резина твердеет и превращается в камень, полностью теряя «цепляющие» свойства.
С другой стороны, АТ-шины на трассе ведут себя вполне пристойно. Однако сразу предупреждаем о некоторых нюансах этого класса покрышек.
- тормозной путь будет длиннее;
- они более жесткие,
- опасность аквапланирования,
- они шумные;
- они повышают расход топлива
В повседневном передвижении по асфальту все эти особенности малозаметны, однако на магистралях и трассах следует быть повнимательнее.
На бездорожье AT-шины откровенно слабы. Имеется ввиду настоящее бездорожье российской глубинки, а не то, что имеют ввиду продавцы паркетников BMW, Porsche.
Основная проблема – практически полная неспособность к самоочистке. Колесо мгновенно забивается грязью и становится «лысым». Как вы знаете, способность к самоочистке падает тем больше, чем чаще расположен рисунок шины, чем меньше расстояние между элементами рисунка.
В условиях горных дорог, каменистых почв АТ-шины вполне неплохи.
В условиях зыбучих грунтов шины также показывают лишь удовлетворительные результаты, на этот раз из-за недостаточной «зубастости» по высоте протектора.
Теперь что касается класса класса МТ (Mud-Terrain). Это конечно и безусловно - BF Goodrich! Ну кто их не знает? Хотя BFG MT отнюдь не самые выдающиеся колеса, и это признают все эксперты. В чем же секрет их популярности? Цена + распространенность (а это очень важно, ведь джипперы зачатую рвут покрышку и начинают метаться в поисках такой же, чтобы не покупать целый комплект) + большое количество размеров + хорошее сопротивление износу + не очень шумные + неплохие показатели по управляемости. То есть тут мы имеем некое золотое сечение.
Конечно, BF Goodrich MT имеет и существенные минусы. Их два: слабая боковина и плохая управляемость зимой. Подробнее. Слабая боковина – бич джиппера. Как я уже писал выше, она легко пропарывается даже обычной корягой, не говоря уже о торчащей арматуре. А этого добра в жизни оффроадера встречается предостаточно. Если у вас эти шины – будьте готовы к этой проблеме и передвигаясь по бездорожью с крайней внимательностью.
Зима – тоже некомфортное время года для BFG MT. Резина мгновенно дубеет, превращаясь в биллиардный шар, которому все равно куда катиться, как бы вы не крутили рулем.
На дорогах МТ-шины явно не приспособлены к высоким скоростям. Поведение их на шоссе заметно хуже АТ-шин. Сказывается малая площадь сцепления и склонность к «подламыванию», что опасно и ухудшает устойчивость на поворотах, особенно затяжных на высокой скорости.
Опять же из-за протектора, а точнее – его рисунка, покрышки достаточно сильно шумят по асфальту. На скорости около 70 км/ч общаться спокойно в салоне уже почти невозможно.
Плюс к минусам – повышенный расход топлива.
На бездорожье МТ-шины отрабатывают свои недостатки. Хорошая самоочистка, стабильность геометрии, жесткость протектора способствуют передвижению по всем мыслимым дорогам.
На грязевой резине я останавливаться не буду, так как это очень специфический товар, который приобретается под конкретный автомобиль, джипперами – профессионалами, такие шины стоят очень дорого и по городу на них ездить просто нельзя – велик износ. Впрочем, если будет интерес, с удовольствием посвящу этому разделу отдельную статью.
Итак, что же выбрать: АТ или МТ?
Моя рекомендация написана в начале статьи, я лишь повторюсь.
Если вы ездите 80% времени по городу и бездорожье встречается вам исключительно в виде колдобин и ям на дачной дороге – ваш выбор «АТ». Во всем ином стоит приобрести «МТ». Конечно же, с учетом рекомендации и «подводных камней» описанных в этой статье.
При этом, согласно статистики, большинство джипперов предпочитают на повседневку именно «МТ». Аргументация у всех примерно одинакова:
1. Экономия (у меня нет денег на два комплеката).
2. Скорость внедорожника относительно небольшая (ну не гоночный автомобиль это).
3. Встречаются приличные ямы даже в городах миллионниках/люблю прыгать через бордюры/лень переобуваться.
4. МТ-шка смотрятся намного красивее (это же внедорожник!).
Несмотря на градус шутливости в ответах профи, думаю, вам эти аргументы также могут пригодиться.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.