Это статья для Его Величества НОВИЧКА. Чемпионы не рождаются из чемпионов, чемпионы рождаются из новичков!. Эта статья для начинающего «внедорожника». В смысле – человека, водителя, шофера, офф-роадера, джиппера, в общем, персонажа, имеющего внедорожник. Наименований можно придумать очень много. Но ключевое слово здесь другое – «начинающий» Каков у вас водительский стаж? Три месяца? Хорошо. Тридцать лет? Тоже неплохо!
Почему? Да потому, что стаж вождения по асфальту практически не нужен на бездорожье! Кроме умения начать движение, остановить, чувства габаритов и знания местоположения дырки бензобака нам ничего не понадобится.
Первое и главное, что вы должны твердо усвоить – вы НИЧЕГО не знаете об управлении автомобилем на бездорожье. И именно поэтому вам придется ВСЕ осваивать с чистого листа. Если вы с этим категорически не согласны – еще раз перечитайте первые строки. Может и не стоит время терять? Ну, а если согласны – поехали!
Что же такое бездорожье? Все, что является антиподом асфальтированному пятиполосному автобану считается бездорожьем. Это неровное однополосное направление.
Бездорожье условно можно поделить на две составляющих: рельеф и состав покрытия.
Рельеф может быть и абсолютно плоским, как соляные озера великой американской равнины, так и почти вертикальным в гористой местности. И на этом все.
Покрытие же может быть просто огромного количества видов: снег, камни, глина, биослой, вода, грязь и т.д. и т.п. Оно может быть сухим и влажным (мокрым), подвижным и неподвижным, шероховатым и скользким... Перечислять много и долго.
Тут мы и подошли к главному отличию офф-роадера от обычного водителя: джипперу приходится учитывать, оценивать и принимать решения по десяткам параметров окружающей местности, что обычному водителю, передвигающемуся по асфальту, совершенно неведомо.
Поэтому приготовьте мозг – начинаем с голой теории.
Разобьем внедорожники на собственно внедорожники и псевдовнедорожники. Внедорожники всегда обладают брутальной внешностью и минимумом удобств. Это не из-за того, что конструктора или хозяева жалеют деньги на них, а сугубо из утилитарных соображений: легкость ремонта, обслуживания и доступа как к деталям, так и силовым точкам кузова для поддомкрачивания в полевых условиях, «по уши» в грязи. Грубо говоря, конструкция внедорожника должна соответствовать принципу: «Сломался, заломил монтажкой, поехал дальше!». Пример чистого внедорожника: ЛуАЗ-969, ГАЗ-69…
Ну а 99% рекламируемых внедорожников такими вовсе не являются. Ни по назначению, ни по идее, ни по философии. Это псевдовнедорожники, паркетники. Компьютеры, дорогой салон… Такой «внедорожник» застревает и на собачьей кучке, что там говорить о реальном бездорожье?! И так как все же внедорожниками они не являются, было придумано мультибрэндовое наименование «кроссовер». Не будем останавливаться на марках и моделях – их достаточно мелькает на наших улицах.
Рассмотрим типы приводов внедорожников:
- Постоянный полный привод. Крутящий момент от двигателя распределен на переднюю и заднюю оси автомобиля постоянно. При этом трансмиссия и колеса не подвергаются излишней нагрузке, т.к. блокировка межосевых и межколесных дифференциалов не задействована. И стоит одному колесу забуксовать холостую – автомобиль останавливается, т.к. весь крутящий момент идет на него. Для движения по бездорожью на таком автомобиле водитель блокирует межосевой дифференциал (в этом случае, для остановки автомобиля должны вращаться вхолостую уже 2 колеса, по-одному на каждой оси.
- Подключаемый полный привод. По обычным дорогам автомобиль едет только с задним (или передним) приводом, при выезде на бездорожье второй мост подключается вручную. Межосевой дифференциал в данной схеме полного привода отсутствует, посему ездить с подключенным 4х4 по дорогам с твердым покрытием крайне нежелательно – огромный износ деталей и резины
Теперь выезжаем на грязевое поле! Так и хочется нажать на «гашетку», чтоб так, по-русски, с пониманием – рев мотора, фонтаны брызг, восхищенные взгляды. Ни в коем случае! Как вы, надеюсь, поняли из предыдущего абзаца – двигатель ищет активное колесо. То есть то, которое легче всех свернуть, отправить в «прокрут». Итого, нажав на газ, мы тут же закопаем в грязь одно или два колеса (в зависимости от модели) и сядем на днище. Большинство неопытных джипперов газуют до свиста, мгновенно садясь на мосты. Тут уже внедорожник бессилен и горе-джипперу требуется «помощь зала», иными слова – пресловутый трактор. Какой урок мы извлекли из описанной ситуации? Правильно! Движемся аккуратно, не торопясь, и обязательно внатяг. Если случилось страшное и вы забуксовали – НЕ газуйте! Глушите двигатель, выходите и начинайте откапываться. Ибо панически дергая «газ», вы сделаете лишь хуже, закопавшись еще глубже.
Очень много вопросов по движению «внатяг». Скажу сразу – нужен опыт. На первых попытках у всех без исключения джипперов двигатель глохнет. Это совершенно нормально. Постепенно вы научитесь дозировать «газ» и ехать без срывов. Лучше 100 раз заглохнуть, чем один раз застрять! Заглохли-завелись-поехали… А вот если застряли…
Еще один важный момент – скорость движения. Передвигаться следует, чем медленнее, тем лучше. Конечно, стоит ориентироваться по дорожной обстановке. Но все же, чем меньше скорость, тем больше шансов. Почему? Все просто. При медленной езде подвеска и колеса тщательно обрабатывают рельеф дороги, как бы крадутся по поверхности, в каждый момент времени равномерно распределяя вес на все колеса. При повышенной же скорости колеса как бы скачут на неровностях, как мячики, периодически теряя сцепление с дорогой, что приводит к вывешиванию, затем - «прокруту» и соответствующему закапыванию и остановке джипа.
Практикуйтесь, выезжайте на природу! И не забывайте брать с собой нескольких друзей! Будет с кем устроить потом пикник и обсудить ваше пилотирование.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.