Как правильно пользоваться коробкой-автоматом? Каковы нюансы при эксплуатации АКПП? Если ли недостатки у "автомата"?...
Последнее время эти и подобные вопросы становится все более актуальными.
Автоматическая коробка (АКПП) конечно, более удобна, в сравнении с механикой, особенно для новичков. Тут и процесс наработки практики идет быстрее, и не отвлекается новичок на переключение скоростей, а это уменьшает риск аварийных ситуаций. В повседневной жизни «автомат» также более удобен. Водитель задействует только одну ногу на двух педалях. Отсутствует необходимость в частых движениях по рычагам и педалям… В условиях, например, дальней поездки, или в повседневной работе водителя последний устает гораздо меньше. Несмотря на удобство в эксплуатации, АКПП во внедорожнике все же нонсенс. Однако ввиду того, что устанавливается она все чаще, мы решили посвятить этому отдельный материал.
Эксплуатация АКПП имеет особенности и требует бережного отношения. «Автомат» обладает целым рядом существенных недостатков. Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Немного истории
Первые попытки конструирования простейших АКПП относятся к заре автомобилестроения – 30-м годам ХХ века. В автомобилях Ford-T использовалась планетарно-механическая трансмиссия, в автомобилях General Motors и Reo – самые первые полуавтоматы. И хотя конструкции их были еще далеки до совершенства, это послужило толчком в развитии темы. Первые реальные АКПП появились на американских General Motors в середине 1940-х годов. На моделях Cadillac, Pontiac, Oldsmobile стали доступны первые полностью автоматические трансмиссии.
В СССР «автоматы» разрабатывались также достаточно успешно. Первые АКПП у нас использовались на спецавтомобилях (на знаменитой «Чайке», например), затем уже и на «народных» автомобилях типа ГАЗ. АКПП широко использовались в автобусах, например ЛиАЗах, спецтранспорте. В период 70-90-х отечественный автопром АКПП практически не применял, из-за дешевизны ограничиваясь утилитарной и простой «механикой». Но уже в 2000-х отечественные производители вернулись к теме к АКПП. Причиной стал рынок – выбор потребителей начал склоняться к "автоматам", где иностранные автопроизводители были на коне. В том, что автомобили с АКПП стали мгновенно популярными нет секрета - пользование АКПП самое простейшее. Запуск двигателя, нажатие на педаль тормоза, перевод рычага-селектора в нужный режим и - поехали! Удобно? Несомненно!
Режимы работы автоматической коробки передач
Все АКПП имеют распространенные и специальные режимы. Почти все производители оснащают АКПП наборами «опционных» или фирменных режимов, на которых мы также кратко остановимся.
Основной функционал:
- Р - Park - «Паркинг»– стояночный режим. В этом положении селектора включается блокиратор и автомобиль обездвиживается.
- R - Reverse - «Реверс» – задний ход.
- N - Neutral - «Нейтраль» – специальный режим свободного движения автомобиля для короткой буксировки. Постоянного не используется!
- D - Drive - «Драйв» – обычное движение автомобиля вперед. Режим имеет спецблокировку от возможности случайного включения – включается только при нажатом тормозе.
- 4-3-2-L - специальные режимы для разных дорожных условий. В каждом таком режиме используется строго определенное количество передач. Эти режимы предназначены только для особых условий. Например, для движения в горах, в условиях гололеда, в дорожных пробках и т.д.
- Tiptronic - Типтроник или Steptronic - Стептроник – ручное переключения передач. Хороший режим для сложных дорожных условий, позволяющих лучше использовать ресурсы двигателя. При наличии ручных режимов панель траектории для селектора АКПП имеет «вырез» со значками «+» и «-».
- «Кickdown» или «Sport» - режим большей раскрутки двигателя перед переключением передачи и сбрасывающий передачу на пониженную при активации. Предназначен для резких ускорений при обгонах, штурме подъемов и т.д. Очень не экономичен и отрицательно влияет на ресурс автомобиля.
- D3 (S) – пониженная. Также режим, предназначенный для езды по сложному рельефу.
- D2 (нередко - аналог режимов «2» или «L») – режим для очень крутых подъёмов, движении по песку, топям и т.д.
Многие АКПП могут иметь и дополнительные режимы, такие как: нормальный (N), спортивный (S), экономичный (E) и даже зимний режим. Он обозначается изображением снежинки или надписями «W», «HOLD», «SNOW», «WINTER». Это деликатный режим для движения на заснеженном покрытии, а также в условиях грязи, топи и гололеда. Создает повышенную нагрузку на узлы автомобиля, поэтому многими производителями рекомендуется как используемый в крайних случаях. Летом включение данного режима недопустимо из-за перегрева АКПП.
Также АКПП оборудуются кнопкой «Shift». Это сервисная кнопка, часто расположенная рядом с «Р». Она механически отключает блокиратор селектора АКПП для переключения режима в обесточенном автомобиле.
Все автоматические КПП постоянно и неизбежно совершенствуются, поэтому появляются и другие режимы, которые могут быть не отражены в данном обзоре. Обязательно и внимательно читайте мануал к АКПП или автомобилю перед началом его эксплуатации.
Основные постулаты эксплуатации АКПП
- Режим парковки, движения задним ходом и движения вперед можно включать ТОЛЬКО после полной остановки.
- Трогание и торможение осуществляйте плавно! Визг покрышек рано или поздно приведет к поломке АКПП! Самая частая неисправность, возникающая у таких нервных водителей - увеличение физического расстояния между фрикционными дисками в системе сцепления. В результате переключение режимов начинает происходить с все более ощутимыми рывками.
- Никогда не буксируйте прицепы и другие автомобили, несмотря на то, что теоретически это допустимо! И уж тем более - никогда не вытаскивайте другие застрявшие в грязи или снегу авто! В таких режимах АКПП выходит из строя почти мгновенно.
- Всегда своевременно обслуживайте «автомат»! АКПП очень требователен к своевременной смене масла, его чистоте и уровню. Несмотря на современность производства, эти агрегаты очень капризны и требовательны к своевременной профилактике! Если вы осуществляете самостоятельную замену масла, помните, что масла для "механики" и "автоматов" - РАЗНЫЕ и одно не подходит для другого. Иными словами, указание на емкости ЖАК или ATF – обязательно!
- Откажитесь от загородных поездок в плохую погоду! АКПП и грязь - несовместимы. Если ваш внедорожник оснащен АКПП - ваш удел - город и хорошие дороги, смиритесь с этим!
- Если вдруг вы застряли – не «газуйте» и не буксуйте, а спокойно отправляйтесь за помощью! АКПП это не МКПП, она мгновенно перегреется и поломается.
- При езде в режимах «3-2-L» внимательно следите, чтобы двигатель не перекручивался в красную зону.
- Буксировать неисправный автомобиль с АКПП можно исключительно со скоростью не выше 40-50 км/ч и никак не далее, чем 50 километров. До момента буксировки прочтите рекомендации в мануале! Для некоторых автомобиле скорость может ограничиваться до 20 км/ч, а дальность может не превышать пары километров!
- В зимнее время прогрев АКПП обязателен. Через несколько минут после пуска двигателя или при наборе им рабочей температуры несколько раз переключите все режимы для запуска циркуляции рабочего масла.
- всегда пользуйтесь стояночным тормозом для снятия нагрузки с АКПП в режиме Р. На этом, кстати, настаивают и автопроизводители.
Чего делать категорически нельзя
- Нельзя заводить автомобиль с буксира или "с толкача"! Поломка АКПП неизбежна.
- Исключите возможность случайного переключения селектора АКПП в движении! предупредите пассажира, не кладите посторонние предметы на панель и т.д. Неожиданное переключение режимов спровоцирует рывок и потенциально опасен.
- Категорически нельзя переключать противоположные режимы при движущемся автомобиле! Прямое движение, задний ход, паркинг включаются только после полной остановки автомобиля!
- При остановке на спуске или подъеме пользуйтесь стояночным тормозом – блокиратор будет цел очень долго.
- Нельзя использовать режим N в пробках или на светофорах. Это экстренный режим, предназначенный исключительно для перемещения авто с «отключенным» двигателем. Помните, нейтраль на «автомате» и на МКПП это совершенно разные режимы!
- Нельзя заливать неизвестные масла и использовать присадки. Это тот случай, когда от всяких экспериментов лучше воздержаться.
- Нельзя пропускать сроки техобслуживания, которые указаны производителем! И это не зависит ни от пробега, ни от режима езды и эксплуатации. Пришел «срок» обслуживания - в СТО!
Соблюдая эти несложные правила, вы гарантированно сбережете «здоровье» АКПП автомобиля и продлите ресурс автомобиля.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.