Базовое назначение антиблокировочной системы (или «ABS» - Antilock Brake System) - предотвращение "схватывания" колес при резком торможении, либо при торможении на скользкой или неустойчивой поверхности.
Блокировка колес - это всегда потеря управления автомобилем, в разной степени. На очень небольшой скорости это не опасно, на высоких скоростях весьма чревато тяжелыми последствиями.
Чем же опасен юз? В момент, когда колеса теряют сцепление с дорогой, становится невозможным четкое маневрирование и ускорение/торможение. Юз задних колес грозит автомобилю заносом. При этом могут терять полное сцепление с дорогой и передние колеса. А это уже неуправляемый занос. Последствия этого – «вылет» с трассы или, того хуже – «улет» на встречную полосу. Ускорение и торможение важны для безопасного движения. Отсутствие системы ABS делает торможение на скользком/неустойчивом покрытии дело очень сложным. Блокированные колеса не дают нужного тормозного момента, тормозной путь увеличивается в разы. Нужно быть объективным – не все водители «чувствуют» свои тормоза на нужном уровне! Далеко не все умеют экстренно затормозить автомобиль, применять спецприемы торможения (как пример – прерывистое торможение, работа блокировкой тормоз/газ и т.д.). Да и говорить, что все обладают достаточной нервной выдержкой, чтобы не растеряться в опасной, критической ситуации не приходится.
Обе ситуации очень опасны своими последствиями, поэтому автопроизводители плотно работают над данными системами. Отметим, что последнее время АБС уделяют внимание и наш, отечественный автопром.
История создания
Первые реальные практические испытания действующей ABS проводились еще в 70-х годах. Конструкции оснащались аналоговой электроникой, что было ненадежно, сложно, дорого. Они легко ломались от вибрации, отключались после попадания пыли и воды. Эксперименты настойчиво продолжались, и приобретенный опыт весьма положительно сказался на всем последующем развитии этой системы. Настоящее развитие система получила, когда подешевела «цифра» (а именно - цифровая электроника). Это случилось к концу 70-х годов, когда было запущено производство ABS уже 2-го поколения, основанное на новой электронной "начинке". Впервые система, установленная на автомобиле Mercedes-Benz 450, показала себя с самой лучшей стороны, порадовав разработчиков своей надежностью и эффективностью. С той поры идет отсчет массового внедрения этой новой системы безопасности автомобилей. Задача системы – устранения эффекта юза. Явление возникает, когда тормозное усилие намного превышает силу сцепления поверхности колеса с опорной поверхностью.
Как работает система?
ABS состоит из трех базовых блоков: блок управления, блок гидравлики, датчики скорости на колесах. ABS пускается только после начала движения и (чаще всего) лишь после набора определенной скорости.
Установленные на колесах датчики скорости представляют собой подобие электромагнитных индукторов. Датчик, закрепленный на подвеске, реагирует на "пролетающие" мимо него специальные маркеры, подавая электрический импульс. Чем быстрее вращается колесо, тем больше импульсов в единицу времени, чем медленнее - меньше. Таким образом, компьютер распознает - когда импульсы есть - колесо вращается, импульсов нет - оно не вращается.
В момент блокировки колеса уже через считанные доли секунды система посылает команду гидроблоку о сбросе давления (разблокировке) колеса, индивидуально в каждой тормозной магистрали. При уменьшении давления колесо начинает вращаться. Компьютер вновь увеличивает давление в тормозной магистрали, до тех пор пока колесо вновь не начнет "клинить". Процесс может неоднократно повторяться. Таким образом, компьютер выбирает именно то давление в магистрали, которое находится "на грани" блокировки. Образно работу АБС можно представить как наличие маленьких тормозных педалек для каждого колеса в отдельности, которые нажимает компьютер (блок управления).
Польза от системы безусловно есть. В результате многочисленных тестов выяснено, что эффективность торможения на скользком покрытии повышается на 17%, а износ покрышек уменьшается на 7%. Чистая экономия! Но, как в песне поется - "Все бы было хорошо, если бы..."
Недостатки: реальность или выдумка?
Несмотря на вроде бы 100%-ю полезность системы, она отнюдь не лишена недостатков. Так, североамериканской ассоциацией автомобилистов, проводившей специальные исследования, выявлено, что автомобили с АБС намного чаще попадают в ДТП на твердом и скользком покрытии (больше на 40% и 68% соответственно). Данный парадокс объяснили психологи. Автомобилист ощущает себя под защитой АБС и значительно более расслаблен. А отсюда и невнимательность и некритичность к скорости.
Второй очень неприятный эффект АБС проявил во время полевых испытаний внедорожников Mitsubishi Pajero и Ford Explorer, которые проводило всемирно известное издание «World Off Road». Система АБС не давала внедорожникам остановиться на рыхлом подъеме и постоянно "сбрасывала" тормоза! Таким образом, внедорожники просто скатывались вниз по насыпи. Дело в том, что система воспринимала несоответствие катящихся и застопоренных колес ни как попытку остановки на рыхлом грунте под уклоном, а как юз на дороге. В результате тест именитых автопроизводителей был с треском провален. Ведь неуправляемый, катящийся под горку автомобиль - это экстремально опасно. Автопроизводители заверили, что проблема будет устранена в ближайшее время. Совершенствование АБС продолжается.
Особенности эксплуатации системы и возможные ее неисправности
Современные ABS – это надежные, практичные и довольно выносливые системы. По этой причине неисправности АБС встречаются весьма редко. Наиболее уязвимы тут колесные датчики. Это предсказуемо, ведь работают приборы в очень агрессивных условиях. Тут и перепады температур, и грязь, и вода, и постоянная вибрация с ударами…
Весьма чувствительно большинство систем ABS к подаваемому напряжению. Например, при падении напряжения до 10,5 – 10 В система может отключиться, причем вы даже не будете подозревать об этом, не заметив сигнализатор.
Та же проблема проявится вследствие заметных колебаний напряжения в сети автомобиля. По этой причине исправность электрооборудования, генератора и цепей должна быть полной
Если датчик исправности периодически мигает - путь в автосервис, т.к. где-то пропадает контакт.
При замене тормозной жидкости самостоятельно внимательно изучайте инструкцию по эксплуатации - для автомобилей с АБС, как правило, есть специфика.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.