Шноркель (от нем. Schnorchel — дыхательная трубка) - труба воздухозаборника двигателя, выведенная на уровень крыши или выше. Название этого прибора происходит от Safari Snorkel – первого производителя этих приспособлений. Изначально техническое задание состояло в защите двигателя от пыли при движении в пустынных местностях. Но, как оказалось, шноркель так же хорошо работает и при движении в воде. Он прекрасно выполняет две функции:
1. Предотвращает «захлеб» двигателя водой.
2. Предотвращает гидроудар в двигателе, ведущем к его разрушению.
Что такое «захлеб», собственно, понятно – двигатель не может работать на воде.
А вот что же такое гидроудар и чем же он опасен?
При погружении в воду, двигатель засасывает холодную воду в цилиндры. Вода, как вещество несжимаемое, при попадании в замкнутое пространство цилиндра, оказывает сопротивление поршню, движущемуся по инерции. Поршень как будто упирается в каменную стену. Итого, мы получаем в лучшем случае погнутые шатуны, в худшем – блок цилиндров разлетается на части. Кроме того, холодная вода, поступая в раскаленный цилиндр, создает температурный шок, что почти всегда приводит к растрескиванию гильз и поршней. А это прямой путь на металлолом.
Какой шноркель выбрать?
Производителей на все типы и модели внедорожников предостаточно. Лидер в этом секторе — уже упоминавшийся Safari Snorkel. Его продукция красива, прочна и легко монтируется. Существенный недостаток – цена. Она составит около 600 долларов. Но это скорее для владельцев дорогих внедорожников, для которых это не цена.
У большинства же джипперов лишних денег, как правило, нет. Поэтому все занимаются конструированием кто во что горазд. Начиная от металлических раструбов, кончая сантехническим оборудованием, трубами – в дело идет все.
Тут нужно помнить два основных требования – чтобы шноркель был герметичен и чтобы выдерживал механическое воздействие, например, удары веток деревьев. В том числе зимой, в условиях низких температур, когда большинство материалов, особенно пластмасс, становятся хрупкими.
Проводка под капотом до стыка капот-лобовое стекло является предпочтительным в плане эстетики, но это зависит от технических ньюансов.
Ну, собственно, купить или сконструировать шноркель особого труда не составит. А вот установка, скорее всего, потребует значительного напряжения, в том числе и мозга!
Самая ответственная процедура – монтаж герметичного соединения между выводом воздухозаборника и трубой шноркеля. Второй, по важности момент – качественное закрепление трубы, чтобы она не «играла» и из-за этого случайно не оторвалась от воздухозаборника.
Приобретая комплектующие (если вы не покупаете готовый шноркель), ориентируйтесь на диаметр раструба воздушного фильтра (например, на УАЗ). Устанавливать трубы меньшего сечения категорически не рекомендуется, т.к. на высоких оборотах двигателю просто не будет хватать воздуха, топливная смесь будет искусственно обогащаться. А это не есть хорошо, особенно в экстремальных условиях. Особенно это критично для турбированных дизелей!
Первая и главная ошибка, которую совершает большинство новичков – простое крепление. То есть вывод шноркеля просто прикрепляют к «носу» штатного воздухофильтра и считают, что дело сделано! Грубейшая ошибка! Нужно помнить, что система фильтрации и воздухоподачи изначально НЕ герметична. Чего стоит только канал (клапан) для стока воды! Он либо просто открыт постоянно, либо забит грязью. Да и крышка корпуса практически никогда не прилегает плотно, несмотря на прокладку.
Штатный воздухофильтр, его корпус, крепежи и посадочные места требуют серьезной ревизии! Просматривайте всё это тщательно, устраняйте любые неплотности, герметизируйте качественно.
При прокладке части трубы под капотом позаботьтесь о ее дополнительной изоляции – под капотом достаточно жарко!
Будьте внимательны, если у вас уже штатно установлен маленький корпусной фильтр нулевого сопротивления. Несмотря на его компактный и законченный вид – он НЕ герметичен. Проводите все мероприятия также как и для обычного воздухофильтра!
После установки шноркеля проверяем его герметичность. КАТЕГОРИЧЕСКИ недопустимо перекрывать жерло рукой или иными предметами! Это может привести к поломке двигателя! Например, в дизельном двигателе из-за разряжения может порвать сальники коленвала или турбины! Проверка осуществляется с помощью пищевого пакета – при надлежащей герметичности пакет порвется.
Установка раструба (оголовка). Как правило оголовок делается простым изгобом трубы с вмонтированной сеткой. Я настоятельно рекомендую использовать моноциклон от тракторных двигателей (например от МТЗ-80). Большинство пользователей предпочитают разворачивать раструб кзаду автомобиля, т.е. чтобы он «смотрел» назад. Считается, что если он развернут «лицом» вперед, в него попадает вся грязи и пыль. Это ошибочное мнение. Количество попадаемой грязи и пыли, с установленной сеткой – ничтожно мало, по сравнению с тем, что попадает в него, когда он развернут! В развернутом состоянии шноркель как мощнейший пылесос затягивают всю пыль из-под передних колес! Для двигателя это убийство! Безусловно, если в большинстве вы ездите по грунтовым дорогам с облаками пыли и летящим из-под колес гравием, патрубок стоит развернуть, но это скорее исключение. При преодолении же, например, водных преград сходу, волна отражается от лобового стекла и тут же попадает в развернутый оголовок!
Качественно изготовленный и установленный шноркель не требует обслуживания. Но это не значит, что его не нужно регулярно проверять. Это также один из важных узлов автомобиля. Проверяем герметичность труб, соединений, осматриваем на наличие трещин и других повреждений.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.