Мотоцикл на гусеничном ходу был предложен армии Германии в 1938-1939 годах для замены обычного мотоцикла при эксплуатации на бездорожье. И ещё планировалось дополнительно оснащать его лёгкой бронёй для того, чтобы водитель мотоцикла мог укрыться за машиной от обстрела.
Речь пойдёт о гусеничном мотоцикле NSU Kettenkrad HK-101!
В 1940 году фирма "NSU" в Некарсульме получила от Министерства вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) заказ на разработку лёгкого тягача, предназначенного для мобилизации пехотных подразделений, буксировки легких артиллерийских систем и других грузов военного назначения. Планировалось оснастить в первую очередь парашютные и лёгкие противотанковые подразделения. Проект был разработан в течение нескольких месяцев и совмещал в себе комбинацию мотоцикла и гусеничного тягача. Данная конструкция отнюдь не является изобретением фирмы "NSU". Подобные машины с большим успехом выпускались во Франции, Великобритании и в самой Германии. Но компании "NSU" удалось добиться оптимального сочетания мотоциклетного рулевого управления и лёгкого гусеничного движителя и довести созданную конструкцию до уровня, позволившего запустить машину в серийное производство.
Первые 500 машин нулевой серии были произведены в июле 1940 года, а 5 июня 1941 года армия взяла на вооружение первую модель – Sd.Kfz.2.
Гусеничный мотоцикл HK-101 (официальное обозначение kleines Kettenkraftrad Sd.Kfz.2) имел открытый корпус, изготовленный из листового железа. На машине установлен четырёх - цилиндровый рядный бензиновый двигатель от автомобиля Opel Olimpia мощностью 36 л.с. Трансмиссия включала в себя сухое однодисковое сцепление, трехступенчатую коробку передач, демультипликатор и двойной дифференциал. В ходовую часть входили переднее управляемое колесо в вилке мотоциклетного типа и смонтированный на несущем сварном корпусе гусеничный движитель, состоящий из пяти сдвоенных обрезиненных катков, ведущего колеса переднего зацепления и цепной ленты шириной 170 мм с резиновыми подушками. В передней части корпуса машины находилось место для водителя, еще два сиденья были оборудованы в кормовой части корпуса. Вооружения на гусеничном мотоцикле не имелось.
Гусеничный мотоцикл мог передвигаться по пересеченной местности и даже по болотной местности, благодаря незначительному давлению на грунт. Масса мотоцикла составляла 1235 кг. Он мог перевозить груз в 325 кг и буксировать прицеп массой до 450 кг. Кроме водителя мог на мотоцикле предусмотрены еще два места для пассажиров. Топливные баки вмещали в себя 42 литра горючего, размещенные по бокам от сиденья водителя обеспечивали запас хода 260 км по шоссе, а по пересеченной местности примерно на 170 км. Максимальная скорость по шоссе достигала 62-70 км/ч, а по пересеченной местности – 40-48 км/ч. Поворот машины с большими радиусами поворота, осуществлялся за счет поворота колеса. С малыми радиусами поворота машина поворачивалась за счет торможения гусеницы (как гусеничный трактор!).
Из - за своей отличной проходимости, надежности и неприхотливости (а также простоте и удобстве в обслуживании) гусеничные мотоциклы HK-101 постепенно распространялись во всех наземных войсках, в том числе и бронетанковых подразделениях. Они представляли собой одно из немногих самоходных средств, способных действовать в тяжёлых условиях весенней и осенней распутицы на советско - германском фронте. Вот наглядный пример гусеничного мотоцикла:
Но имеются как правило и недостатки: узкая колея, неполная защищённость экипажа, а также склонность к опрокидыванию при движении по косогорам и при выполнении манёвров на большой скорости, причем при опрокидывании водитель в большинстве случаев не успевал покинуть машину. Нарекания у водителей также вызывала высокая трудоемкость обслуживания машины: одних только точек смазки у нее было 150!
Мотоцикл HK-101 производился серийно фирмами "NSU" и "Stoewer". Выпуск гусеничного мотоцикла продолжался аж до 1948 года, а всего гусеничных мотоциклов было произведено в количестве 8345 штук.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.