Вопрос о передвижении на одноосных тракторах по дорогам весьма неоднозначный и до сих пор вызывает споры и брожение умов у обладателей данной экзотической техники и жаркие споры на всех тематических площадках.
Итак, можно ли передвигаться на мотоблоке по дорогам общего пользования или это запрещено от слова "вообще"?
Существует два варианта на этот вопрос, и оба они обусловлены только и исключительно тем, какой именно мотоблок находится в вашей собственности, и есть ли у вас "права".
Вариант первый: Нет, передвигаться на мотоблоке по дорогам запрещено!
В этом случае:
- это прямо указано в инструкции по эксплуатации мотоблока.
- мотоблок не имеет световой и звуковой сигнализации (фары, фонари и "гудок").
- мотоблок не имеет документов как "транспортное средство" или "самоходная машина" (трактор).
Вариант второй: Да, передвигаться на мотоблоке по дорогам общего пользования можно!
В этом случае:
- мотоблок имеет ПСМ (Паспорт самоходной машины).
- мотоблок имеет оборудованное место водителя, тормоза, свето-звуковую сигнализацию.
- мотоблок имеет государственный регистрационный номер и страхование (ОСАГО).
При этом управляющее мотоблоком лицо обязано иметь при себе действующее удостоверение тракториста-машиниста и соблюдать предусмотренные действующим ПДД ограничения для тихиходных транспортных средств и тракторов (например запрет выезда на автомагистрали).
Еще раз - несмотря на запутанность со статусом и классификацией самих мотоблоков, получение удостоверения тракториста-машиниста категории А1 теперь ОБЯЗАТЕЛЬНО!
С 17 марта 2019 года мотоблоки и мотокультиваторы обрели вполне определенный статус "Одноосная тракторная техника". Соответственно, теперь для передвижения на них необходимо удостоверение тракториста-машиниста категории А1. Кроме того, если объем двигателя превышает 50 куб.см, а максимальная конструктивная скорость доходит до 50 км/ч, такие агрегаты подлежат государственной регистрации и всем сопутствующим делам (получение госномера, оформление ОСАГО, оплата транспортного налога). Само собой, оборудование их светом и звуком по установленному ГОСТу и техрегламентам.
Также и Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 81-АД16-17 самоходное транспортное средство (мотоблок с прицепом) по техническим характеристикам отнесено к транспортным средствам, перечисленным в примечании к статье 12.1
Надо отметить, что он и ранее обладал вышеназванным статусом, но только в смысле ГОСТов, а не ПДД или КоАП. Цитирую:
ГОСТ 12.2.140-2004 Тракторы малогабаритные. Принят взамен ГОСТ 12.2.140-97/ГОСТ Р 50863-96. 1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на двухосные колесные и гусеничные малогабаритные тракторы (далее - тракторы), одноосные малогабаритные тракторы (далее - мотоблоки)...
Тут, получается, его просто "узаконили" для дорог.
Какое же наказание существует за движение на мотоблоке по дорогам общего пользования без "прав"?
Тут практика значительно разнится. В интернете много историй, где люди жалуются, что их оштрафовали на 15 тысяч рублей (это максимальная санкция по ст. 12.7 КоАП РФ), кого-то на 5 тысяч по той же статье.
Это представляет мне спорным, так как отнести конкретный мотоблок, которому запрещено движение по ДОП к определенному типу ТС или СМ без документов и классификации - затруднительно. Если на цилиндре не выбита кубатура двигателя, поди, пойми, то ли он 49 кубиков, то ли 100... Соответственно, имеет смысл обжаловать наложение наказания по ст 12.7 и ходатайствовать об изменению ее на 12.29
Статья 12.29 КоАП РФ. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей."
С моей точки зрения попытаться обжаловать стоит, приведет ли это к какому-нибудь результату? Судебной практики по этому вопросу пока очень мало!
Ну и главное. Не смотря на изменение в законодательстве, осталась масса пробелов и ситуация осталась не менее запутанной!
Например, никакой мотоблок не имеет кабины или кузова, а водитель больше похож на мотоциклиста, чем на управляющего автомобилем. Как же быть с тем же шлемом, ведь водитель мотоблока НИКАК не защищен?! При любом ДТП наездник летит прямо на землю, асфальт или камни и получает травмы и увечья, иногда несовместимые с жизнью! Приравнять их к мотоциклистам?
Или - как оборудовать фарами и фонарями мотоблок, если это уже будет вмешательство в конструкцию трактора - установка не предусмотренного конструкцией завода оборудования, влияющего на безопасность движения? За что, кстати, можно "отхватить" еще и отдельный штраф!...
Или - как вообще зарегистрировать и получить ОСАГО на мотоблок с двигателем, например, 250 куб.см, и скоростью 51 км/ч, если при покупке на него дается только инструкция по эксплуатации и кассовый/товарный чек? ПСМ не выдается и не предусмотрен!
Да что там! С самим-то ПСМ для мотоблоков мало что ясно. Если процитировать ПОЛОЖЕНИЕ Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 июня 1995 г., "О ПАСПОРТЕ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ТЕХНИКИ" (в редакции Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.09.2001 г. N 942/318), то в п. 1.3 видим прелюбопытную формулировку:
1.3. Паспорт выдается на тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, а также прицепы и полуприцепы к этим машинам*, подлежащие регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора).
"Кроме"! А больше в данном документе ни единого упоминания о "мотоблоке" нет!
Ну и где взять ПСМ без которого ни регистрацию, ни ОСАГО не получить? Тем более, если вашему агрегату уже лет "...цать" и на нем ездил еще ваш дедушка? А на селе таких "аппаратов" - большинство!
Как видите, пока вопросов больше, чем ответов. И многие продолжают ездить на свой страх и риск. Особенно в отдаленных населенных пунктах, где и ДПС редкость, и другого транспорта на селе зачастую просто нет или он бесполезен... И людей можно понять!
Однако это не значит, что я "за" то, чтобы мотоблоки беспорядочно колесили где вздумается! Тем более с несовершеннолетними или "синими" пилотами за рулем! Ведь кроме того, что это запрещено, это еще и крайне опасно, особенно в темное время суток!
В Ютубе есть ролики, когда водители мотоблоков создают аварийные ситуации и даже гибнут из-за пренебрежительного отношения к правилам движения. В частности, едут в темное время суток без фонарей или, хотя бы - светоотражателей (катафотов) или жилетов!
В итоге их нагоняет автомобиль, движущийся с несоизмеримо более высокой скоростью...
Столкновение... ДТП... последствия.
Иногда - трагические. Пожалуй самое жуткое ДТП произошло несколько лет назад в Челябинской области, где ВАЗ-21099 "догнал" мотоблок МБ-1, ехавший по трассе. На нем из гостей возвращалась целая семья - отец, мать и трое детей (девочки 15 и 11 лет и их полугодовалый брат). Все погибли в момент удара, а водитель 99-й теперь - в местах заключения... А ведь аварии могло бы не быть!
Комментировать? Конечно... Особенно интересны ваши личные истории про получение "тракторных" прав, общение с ГИБДД и инциденты на дорогах. Советы знающих людей и практиков всегда бесценны! Спасибо вам!
Будьте благоразумны, берегите себя!
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.