В этой статье рассмотрим виды и маркировки шин, принятые в настоящее время. Материал я постарался изложить достаточно доступно, если есть вопросы, пишите в форуме. Приступим.
Сейчас существует два основных вида записи размеров шин.
Это так называемый Дюймовый или Англо-Американский. 1 дюйм равен 25.4 мм.
Как пример рассмотрим такое обозначение: 35x11,5-16LT
35 - диаметр шины в дюймах.
11,5 – ширина шины в дюймах.
"-" дефис, обозначает диагональную конструкцию шины. Если шина радиальной конструкции, вместо черточки ставится значок R.
16 – посадочный диаметр шины (соответственно - наружный диаметр обода, также в дюймах.
Так же присутствуют обозначения: LT, Light Truck или С (для отечественных шин). Эти обозначения указывают на то, что шина грузовая, легкого класса. Обозначение может быть как в начале, так и в конце строки. Нам ценно это обозначение именно потому, что оно означает допустимость повышенной нагрузки шины и усиленную боковину. 95% шин имеют такую маркировку обязательно.
Примечание: Некоторые модели внедорожных шин (напр. Interco) имеют переставленные местами обозначения, вида 11.5/35-16. Это не должно смущать вас, т.к. совершенно понятно, что ширина не может быть больше высоты. Мы же не для «формулы 1» приобретаем резину.
Метрическая маркировка записи
Как пример рассмотрим хорошо знакомые: 265/75R16
265 – ширина шины в миллиметрах.
75 - это процент, а не метрическое число! Это процентное отношение высоты шины к её ширине. Этот параметр определяет высоту шины при данной ширине шины (на рисунке - размер H). Бывает, что такая цифра отсутствует в маркировке. Это лишь значит, что шина – «Полнопрофильная», т.е. значение высоты к ширине составляет фиксированная 80%.
Остальные параметры те же. R – означает радиальную конструкцию шины, LT (С) так же могут иметься.
Реальный размер шин
Сразу предупреждаю, что имеется один существенный нюанс – это обозначаемый и реальный размер в дюймовой маркировке. Т.е. реальный, физический посадочный размер покрышки может отличаться от маркировки. Это связано с тем, что производители, работающие в дюймовом изменении, просто округляют значения до 0.5 дюйма. А в переводе на метрическую систему погрешность может составлять около 1 сантиметра! Обязательно уточняйте у продавца реальный размер приобретаемых шин.
Радиальные и диагональные конструкции
В шинах с диагональной протяжкой корда (называемых диагональными, или просто - диагоналками) нитки корда в слоях идут от борта к борту по диагонали и имеют вид ромба.
Эта конструкция хороша для оффроада. У нее прочные боковые стенки, они лучше держат ударные нагрузки.
Из недостатков отмечу излишний прогиб протектора внутрь (похоже на работу присоски у спрута). В связи с этим, рисунок протектора очень близко сближается друг с другом, образуя сплошную поверхность, которая легко забивается и колесо начинает буксовать.
Давление у диагоналок ниже чем у радиальных из-за жесткой боковины.
В радиальной шине (радиалке) корд натянут от одного борта по прямой. Оболочка каркаса снаружи обтянута гибким брекером (нерастяжимым стальным кордом). По этой причине встречаются обозначения belted или steel belted (опоясанная, сталью). Такая конструкция снижает физическое напряжение в корде:
Радиальные имеют неоспоримые плюсы: пятно контакта не меняется (как я указал выше, у диагоналок), имеют повышенное сцепление с покрытием.
Шины с агрессивным, зубастым протектором – это диагоналки для сверхтяжелых условий.
Шины класса AT и MT радиальные, для каждодневной эксплуатации.
Направление вращения покрышки
Обязательное условие правильной и безопасной эксплуатации шины. Указывается для всех типов направленных шин, т.е. шин, имеющих конструкцию для определенного направления качению. Приняты следующие обозначения.
-LEFT - шина для левой стороны авто (для несимметричного рисунка).
-RIGHT – шина для правой стороны авто (для несимметричного рисунка)
-ROTATION – вращение, направление вращения.
- Side Facing Out или OUTSIDE – установка на внешнюю сторону (для несимметричного рисунка)
- Side Facing Inwards или INSIDE – установка на внутреннюю сторону (для несимметричного рисунка)
Направленные шины отлично очищаюся, но имеют существенный недостаток – теоретически нужно возить две запаски, на ту и другую сторону.
Максимальное давление.
- MAX PRESSURE - максимальное давление, в КПа.
- MAX LOAD – загрузка, максимум, в кг / английские фунты.
Превышение максимумов опасно!
Корд
- PLY 3 - количество слоев в боковине.
- SIDEWALL - состав слоев в боковине.
- PLIES: TREAD - техсостав и количество слоев в протекторе.
Коды производителя шин
- FMVSS - Federal Motor Vehicle Safety Standards (США)
- ETRTO - The European Tyre and Rim Technical Organisation (Европа, Брюссель)
- ECE - Economic Commission for Europe (Европа, Женева)
- DOT - Department of transportation (США)
- Е17 01234 дополнительный код производителя.
Дата изготовления
Дата изготовления состоят из четырех цифр: две первые - номер недели с начала года, две последние – сам год. Пример 1012, соответствует середине марта 2012 года.
Нагрузка и скорость
Пример: 70 - это индекс нагрузки, обозначает, что максимальное давление на колесо не должно превышать 335 кг.
Тип шины
TUBELESS - бескамерная.
TUBE TYPE – с камерой.
Страна-производитель
MADE IN ….. - страна производитель.
Наименование модели:
SS Bromberg SL – линейка моделей.
Индикаторы предельно допустимого износа шины
Теоретически может обозначаться как TWI D. Представляет собой выступ на дне канавки протектора, в некоторых шинах – с цветным (белым, желтым, красным наполнением). Как только протектор стирается до уровня индикатора – шину пока менять.
Всякие другие обозначения, которые могут присутствовать на покрышке.
Отметки цветом
- Красный треугольник /Красная точка
Место максимального отклонения радиальной силы (RFV), совмещается с отметкой 'L' на легкосплавных дисках при монтаже.
- Белый круг/Белая точка
Тоже, что и выше, но обозначает минимум.
- Желтая точка /Желтый треугольник
Самая легкая часть шины. Как правило, совмещается с золотником.
Другие отметки
- DA – шины с незначительным дефектом.
- TRACTION А - коэффициент сцепления, от А до С. А - наибольшее сцепление.
- TEMPERATURE A - температурный режим, от А до С. А – наиболее стойкие.
- TREADWEAR 380 - коэффициент износоустойчивости
- M+S (грязь и снег), Winter (зима), Rain (дождь), Water/Aqua (вода), All Season North America (всесезонка для приравенных климатический условий Северной Америки).
- А.G.T. - (All Grip Traction) - всесезонка.
- B.S.W. - (Black Side Wall) – торговая марка.
- C.M.S. - (Construction Mining Service) - шины для горной техники.
- FB - (Flat Base) - шина без защиты для обода диска.
- FR - (Flange pRotector) - шина с защитой для обода диска.
- H.C.T. - (Heavy Constructor Transport) - шины для тяжелой техники.
- L.C.M. - (Logging/Construction/Mining) - шины для среднетоннажной техники.
- LI - (Load Index) - индекс нагрузки.
- L.P.T. - (Low Platform Trailer) - шины для низкопосаженных платформ, трейлеров, прицепов.
- M.L. - (Mining Logging) - шины для горной и лесной эксплуатации.
- ML - (только у шин для легкового транспорта) - шины с защитой для обода диска,
- N.D. - (Non Directional) - не направленная шина, свободный монтаж.
- N.H.S. - (Non Highway Service) - не скоростная шина.
- P - (Passanger) - шины для легковых авто.
- Feinf. - (Reinforced) – усиленная кордовая конструкции.
- S.A.G. - (Super All Grip) - шины повышенной проходимости.
- S.L. - (Limited Service) - ограниченное использование (спецпользование).
- SY - (Speed sYmbol) – индекс для обозначения скорости шины.
- U.G.S. - (Undeground Special) - шины для подземных работ.
- W.S.W. - (White Side Wall) - белая полоса на боковине шины.
- ХL - (eXtra Load) - шина с повышенной/экстремальной нагрузкой
Я постарался указать все известные обозначения, однако, как вы понимаете – это далеко не все. Есть еще огромное количество «буковок» и «циферок» на шинах спецназначения, но-брэндовых изделиях, изделиях из экзотических стран и т.д. Буду благодарен, если вы дополните в этой теме встреченные вами дополнительные маркировки!
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.