Неисправности электрики автомобиля встречаются часто и занимают лидирующие места в списке поломок. Все их можно поделить на неисправности традиционных источников тока и неисправности потребителей. Главными источниками электропитания авто являются аккумуляторные батареи (аккумуляторы) и генераторы. Неисправность чего-то одного ведет к общей неисправности авто и/или эксплуатации его в совершенно ненормальных режимах, что неизбежно приведет к обездвиживанию автомобиля.
В электрооборудовании авто аккумулятор и генератор взаимодействуют в неразрывном тандеме. Выходит из строя одно - выйдет из строя и другое. К примеру, неисправный аккумулятор приведет к увеличению зарядного тока, вырабатываемого генератором. А это, в свою очередь, влечет за собой и неисправность диодного моста (выпрямителя). При неисправности же регулятора напряжения, которое поступает от генератора, вполне может увеличиться и зарядный ток, а это неизбежно приведет к постоянной перезарядке батареи, «кипению» электролита и скорому выходу из строя.
Распространенные неисправности аккумуляторов
• короткое замыкание между электродами/пластинами батареи;
• химические или механическое повреждения пластин батареи;
•трещина банок и соответствующее нарушение герметичности банок аккумуляторов, как результат ударов или некорректной установки/эксплуатации;
• окисление клемм аккумулятора.
Главными причинами этих неисправностей могут являться:
• нарушения правил эксплуатации батарей;
• вышел срок службы аккумулятора;
• самые различные производственные дефекты.
Конструкция генератора, конечно, много сложнее устройства аккумуляторной батареи. Соответственно и неисправностей генератора может быть в разы больше, да и диагностика значительно сложнее.
К наиболее распространенным неисправностям генератора можно отнести:
• повреждение или износ шкива;
• повреждение или износ токосъемных щеток;
• повреждение или износ токосъемных колец (коллектора);
• неисправность регулятора напряжения;
• прямое межвитковое замыкание статорной обмотки;
• разрушение или значительный износ подшипника;
• повреждение диодного моста (выпрямителя);
• механическое повреждение проводов зарядной цепи.
• прямое замыкание витков статорной обмотки;
• разрушение подшипника;
• прямое замыкание витков обмотки статора;
• механическое повреждение проводов зарядной цепи.
Каждому автовладельцу желательно знать самые основные причины неисправностей электрооборудования, способы их посильного устранения, а также все доступные профилактические меры по избежанию поломок.
Генераторы подразделяются на агрегаты переменного и постоянного тока. Весь современный легковой транспорт оснащен генераторами переменного тока. Они имеют в конструкции встроенный диодный мост (выпрямитель). Он необходим для корректного преобразования тока в постоянный, необходимый для работы всех электропотребителей автомобиля. Выпрямитель встраивается в крышку или корпус генератора.
Электроприборы автомобиля рассчитаны на определенный диапазон напряжения. Рабочие напряжение составляет диапазон 13,8–14,7 В. Однако от разных оборотов двигателя он вырабатывает больше или меньше энергии. Поэтому для оптимизации и регулирования выдаваемого тока работает реле-регулятор, играющего роль электрического стабилизатора, который предотвращает как повышения, так и провалы выдаваемого напряжения. Все современные генераторы снабжаются встроенным интегральным регулятором напряжения (в просторечии - «шоколадка» или «таблетка».
Генератор - достаточно сложный агрегат, ключевой в работе любого автомобиля.
Основные виды неисправностей генераторов:
Генератор - электромеханическое устройство. А, соответственно, неисправности бывают двух видов - механические и электрические.
Первые подразумевают разрушение креплений, нарушение работы привода, подшипников, пружин, провисание ремней и другие, сугубо механические поломки.
Электрические неисправности сложнее - обрыв обмоток, неисправность диодного моста, износ щеток, пробои на "массу", межвитковые замыкания, биения ротора, поломка реле-регулятора.
Часто симптомы, четко указывающие на распространенные неисправного самого генератора, появляются и вследствие других проблем. Например - нарушение контакта в гнезде предохранителей цепи обмотки возбуждения покажет на полную неисправность генератора. Аналогичная ситуация с обгоревшими контактами в корпусе центрального замка. Постоянное горение лампы неисправности генератора вполне может вызываться поломкой включающего лампу реле.
Основными признаками неисправности генератора являются
• Горение при работающем двигателе контрольной лампы разряда аккумулятора.
• Перезаряд (выкипание) или недозаряд аккумуляторной батареи.
• Тихий сигнал или тусклый свет фар при работающем двигателе.
• Заметное изменение яркости фар, которое происходит при увеличении оборотов двигателя. Это допустимо при "прогазовке" с холостых оборотов, но максимальная яркость должна "остановиться на месте" как бы вы в дальнейшем не газовали. Если фары света церковной свечки горят до белого каления на максимальных оборотах, а потом опять плавно пригасают, пропорционально оборотам коленвала - неисправность налицо.
• Посторонний звук (вой или писк), явно исходящие от генератора при работающем двигателе.
Нужно регулярно контролировать необходимое натяжение ремня и его общее состояние. Заметили трещины и расслоения? Необходима немедленная замена!
Диагностика неисправностей генератора
На автомобилях нынешнего поколения использование "дедовского" способа проверки путем отсоединения с клеммы аккумулятора может повлечь серьезные поломки электронных систем. Перепады напряжения сети способны вывести из строя практически всю бортовую электронику. Поэтому все современные генераторы проверяются исключительно путем замера напряжения сети или полной диагностики снятого узла на специализированном стенде. Для начала производится замер напряжения на аккумуляторе, запускается двигатель и снимаются показания при работающем двигателе. До запуска напряжение всегда должно быть примерно 12 В, после запуска - диапазон от 13,8 до 14,7 В. Любое отклонение в повышение свидетельствует о "перезаряде" (неисправен реле-регулятор), в меньшую - ток вообще не поступает. Отсутствие тока свидетельствует о полной неисправности генератора или его цепей.
Проверка генератора самостоятельно
Простой способ диагностики - проверить предохранитель. Исправен? Тогда полностью осматривается генератор и его положение. Далее проверяется свободное вращение ротора, ремень, провод, корпус. Если ничего подозрительного не выявлено, проверяются обе щетки и контактные кольца ротора. Нужно помнить, что в процессе работы щетки изнашиваются, их может перекосить, заклинить, а канавки токосъёмных колец полностью забиться графитовой пылью. Как признак - избыточное искрение.
Весьма часты случаи износа или поломки подшипников и/или поломка статора.
Распространенная механическая проблема – значительный износ подшипников. Это можно понять по периодическому или постоянному вою или свисту при работе агрегата. Подшипники нужно сразу заменить, осмотрев посадочные места.
Ослабление приводного ремня также вполне может быть причиной неудовлетворительной работы генератора. Признак - высокий свист из-под капота автомобиля при перегазовке или разгоне.
Для осуществления проверки обмотки возбуждения ротора генератора на замыкание витков или обрыв, необходимо подключить мультиметр, который переключен в режим измерения сопротивления. Он подключается к обоим контактным кольцам ротора генератора. Нормальное сопротивление составляет от 1,8 до 5 Ом. Ниже? Это может свидетельствовать о коротком замыкании в витках; если выше – вероятный обрыв обмотки.
Для проверки обмоток статора на "пробой", их необходимо отсоединить от выпрямителя. При показаниях сопротивления, которое имеет бесконечно большое значение логично предположить отсутствие контакта статорных обмоток с массой.
Для проверки диодов блока выпрямителя используется тот же мультиметр, они отсоединяются от обмоток статора. Плюсовой щуп - к плюсу или минусу блока, а минусовой щуп – к выводу фазы. Далее щупы меняют местами. Если значения мультиметра значительно отличаются от первичных - диод исправен, если нет - неисправен. Еще одним признаком, свидетельствующим о скором выходе из строя диодного моста - окисление его контактов, причиной которому будет перегрев радиатора.
Ремонт и возможное устранение неисправностей
Механические неполадки устраняются заменой неисправных деталей (щеток, подшипников, ремня и т.п.) на новые.
На некоторых моделях генераторов часто необходима проточка для контактных колец. Ремни меняются либо вследствие износа, либо максимального растяжения, либо просто по истечении срока эксплуатации.
Поврежденные обмотки статора или ротора меняют на новые. Перемотка еще встречается среди предлагаемых услуг автосервисов, но все реже - так как это дорого и нецелесообразно. Исключением являются разве что раритетные автомобили.
Причины поломок генератора
Главные причины неисправностей генератора – это износ, время и коррозия. Практически все механические неисправности, от износа щеток до развалившихся подшипников - следствие времени или интенсивной эксплуатации. Современные генераторы поголовно оснащаются закрытыми (необслуживаемыми) подшипниками. Они просто меняются по истечении срока или пробега, установленного заводом-изготовителем.
Дополнительными причинами неисправностей могут быть:
• низкое качество комплектующих узла;
• нарушения в эксплуатации или работе узла вне пределов нормальных режимов;
• агрессивные внешние факторы (жидкости, соль, температуры, дорожная "химия" и т.д.).
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.