В первый год жизни младенцы не только приобретают моторные навыки, но и учатся мыслить, понимать окружающий мир. Происходит так называемое «познавательное развитие» ребёнка. Существует два различных подхода к изучению познавательной деятельности младенца. Первый — это разработка тестов интеллектуального развития.
До недавнего времени многие психологи считали необходимым определять уровень развития умственных способностей каждого ребенка. Более того, они полагали, что по поведению младенца можно предсказать уровень его интеллектуальных достижений в школьные годы. Ряд ученых составили шкалы для определения умственного развития детей. На практике такого рода тесты определяли, насколько развитие ребенка соответствует его возрасту. Например, большинство младенцев умеют садиться без поддержки приблизительно в 6 месяцев. Шестимесячного малыша, который не умеет садиться, сочтут отстающим, а того, кто садится самостоятельно уже в 5 месяцев — более развитым, чем его сверстники. Суммируя оценки всевозможных типов поведения младенца, например умение произносить звуки, складывать кубики, подражать взрослым, психологи выводят общую оценку.
Когда впервые появились оценочные шкалы развития младенцев, психологи пытались с их помощью определить умственное развитие ребенка в дальнейшем. Однако многие исследования последних двадцати лет показали, что умственные способности младенца не предопределяют коэффициент его интеллектуального развития (так называемый IQ) в школьные годы. Предсказания коэффициента интеллекта с помощью подобной шкалы справедливы приблизительно лишь для 5% детей, которые значительно отстают в развитии часто из-за грубых нарушений моторики или умственной отсталости. Но в подобных случаях использовать шкалы бессмысленно, потому что отсталость явно проявляется в поведении.
В следствии того, что данные шкалы не предсказывают последующего IQ, психологи используют их теперь только для текущей оценки развития младенца в данное время. При этом учитывается то, что в различных сферах развития младенец может находиться на разных уровнях. Так, ребенок с хорошо развитой двигательной системой может отставать в речевом развитии.
Чтобы провести тест на развитие младенца, требуется немало времени и особая сноровка, поэтому обычно к ним прибегают лишь в случаях, когда трудно определить уровень развития малыша другим способом. Для тех, кто ухаживает за младенцами, были созданы специальные, более простые и короткие измерительные процедуры.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.