Изменения моторных и познавательных навыков у младенцев, несомненно, связаны с созреванием, так как по крайней мере частично зависят от изменений нервной системы и прочих аспектов физического развития. Однако, как мы уже отмечали, поведение человека зависит как от биологических свойств индивида, так и от приобретенного опыта. Одной из основ, используемых психологами при изучении
изменений, связанных с приобретением опыта, является теория научения, включающая понятие «условный рефлекс». Мы рассмотрим это понятие по отношению к младенцам, хотя оно применимо к людям любого возраста, а также к животным.
Младенцы приобретают навыки и эмоциональные реакции с помощью двух видов обусловливания: классического и инструментального. Обусловливание образует связь между раздражителем и ощущением, то есть физиологическим состоянием или действием. Самый известный пример классического обусловливания (называемого также респондентным) — это серия проведенных И. П. Павловым экспериментов, в которых у собак вызывалось слюноотделение с помощью раздражителя. Достигалось это сочетанием условного раздражителя (звонка) с последующим безусловным раздражителем (пищей). У животных с рождения пища вызывает выделение слюны. Если несколько раз сочетать еду со звонком, звонок станет сам по себе вызывать слюноотделение, то есть устанавливается новая связь между звонком и пищей, возникает условный рефлекс.
Например, такая ситуация: малыш наблюдает за окном мимо проезжающий красный автобус, и вдруг он слышит громкий и резкий раскат грома. Он испугался и плачет. Если в следующий раз ситуация с проезжающим автобусом повториться, то младенец скорее всего испугается и ему станет страшно, т.к. он подумает, что сейчас загрохочет гром. Взаимосвязь между видом красного автобуса (это условный раздражитель) и страхом перед громом (безусловным раздражителем) изменяет реакцию ребенка. Очевидно, многие ощущения детей, в том числе и определенные страхи, представляют собой классические условные рефлексы.
Психологи предполагают, что младенцы (так же, как и взрослые) биологически подготовлены ассоциировать определенные явления с внутренними или внешними реакциями. Не все раздражители могут стать условными для того или иного рефлекса, и условные реакции при сопоставлении двух событий возникают не каждый раз. У грудного младенца кормление грудью, например, может ассоциироваться с ароматом духов матери и в значительно меньшей степени — с температурой в комнате или цветом ее стен.
Инструментальное обусловливание. Существует и другой вид обусловливания, называемый инструментальным или оперантным, который во многом отличается от классического. Мать укладывает годовалого малыша в кровать и выключает свет, затем выходит из комнаты — ребёнок навзрыд начинает кричать и плакать. Такое поведение младенца, в данном случае плачь, заставляет маму вернуться и включить свет чтобы быть рядом с ребёнком. Такая последовательность событий и следствий, скорее всего, послужит поводом для того, чтобы в следующий раз ребенок, когда его положат спать в постель, снова зарыдает, потому что возвращение матери стало подкрепляющим действием. Другой пример: годовалый ребенок хватает стакан с молоком за край, стакан переворачивается, молоко проливается. Второй стакан малыш берет, придерживая его с боков, молоко не выливается, и малыш выпивает содержимое стакана. Успешный результат становится подкреплением, и в сходных условиях младенец, скорее всего, повторит свои успешные действия.
Вполне определенный рефлекс сосания в раннем младенчестве можно видоизменить, давая малышу молоко или забирая его. Младенца возможно приучить оборачивать головку на некоторые звуки. Если определённые сигналы а так же типы поведения будут чем-либо подкреплены, то малыши обучатся отличать и распознавать их в окружающей среде.
Подкрепление в определенных условиях может вызвать повторение оперантно обусловленного рефлекса. Когда подкрепляющее действие соответствует физиологическим потребностям, например голоду, жажде, его называют первичным подкреплением. Любой предмет или явление, сопутствующие удовлетворению физиологической потребности ребенка, могут приобрести подкрепляющее значение и называются вторичным подкреплением.
Раньше исследователи считали, что существенным свойством подкрепления является способность доставлять удовольствие. Но подобный взгляд слишком упрощен. Оперантно обусловленное поведение далеко не всегда доставляет удовольствие, скорее это — действие, с помощью которого достигается определенная цель. Например, чтобы добраться до работы, нам приходится пользоваться транспортом; это оперантно обусловленное поведение, возможно, повторяется почти ежедневно, хотя навряд ли оно доставляет нам удовольствие.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.