Важным аспектом успешности учебной деятельности учащихся младших классов выступает формирование у них самостоятельности. Самостоятельный школьник больше прилагает усилий к познанию нового материала и ему можно нанять репетитора. Рассмотрим требования к самостоятельной деятельности школьников и правила к ее организации.
Требования к учителю для организации самостоятельной деятельности школьников
Учитель предлагает школьникам учебные и трудовые задачи, которые отвечают таким требованиям, чтобы:
— задача содержала объективную сложность;
— задача предоставляла ученику возможность действовать самостоятельно;
— чтобы задача предусматривала необходимость оценить сделанное.
Предлагая ученикам начальных классов виды самостоятельных работ, следует помнить такие правила:
— самостоятельная работа должна оказывать содействие развитию умственной активности учеников, чтобы она опиралась на их знания, умения, привычки, жизненный опыт;
— она должна быть посильной, разнообразной по форме и содержанию;
— чтобы работа вносила в процесс элемент новизны;
— самостоятельная работа должна давать толчки к разностороннему изучению предметов;
— использовать разные формы сравнения, анализа, обобщений, конструирование и переконструирование материала.
Комплекс правил, которые следует соблюдать при руководстве самостоятельной деятельностью младших школьников:
1. Никогда не отвечать отказом ученику начальных классов в помощи, особенно тогда, когда она объективно необходима, однако всегда придерживаться оптимальной дозы, меры.
2. Педагогу следует глубоко осознать, в чем заключается для ученика определенная трудность (возможно, он что-то забыл, не усвоил важного положения или просто нервничает и это мешает ему сосредоточиться).
3. Прежде чем вмешиваться в деятельность школьника, желательно знать, насколько она ему интересна, отвечает его способностям.
4. Уровень этой помощи должен согласовываться с возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем развития у них соответствующих знаний, умений и навыков.
5. Помощь предусматривает лишь возможность напомнить общие положения, задать наводящие вопросы, дать частичные указания, провести ассоциацию. Из практики следует исключить прямые подсказки или демонстрацию способа действий. Целесообразно отказаться и от преждевременного вмешательства в работу учеников. Надо оставить за ними право на собственные ошибки — только тогда дети смогут научиться самостоятельно их исправлять.
6. Младшим школьникам желательно создать все условия для того, чтобы они имели возможность широко пользоваться вспомогательной информацией.
Необходимо помнить, что самостоятельность детей – залог успеха обучения.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.