Младенцам с рождения присуща способность определять свойства различных явлений. Но даже если мы обладаем врожденной способностью распознавать в явлениях сходные свойства, то совсем непонятно зачем малышу перегружать себя процессом объединения сходных явлений. Годовалый ребенок не пытается сообщать что-либо другим и, затрачивая силы на объединение явлений, не получает при этом никакого одобрения извне и никакого видимого физического удовольствия. Возможно, группировка сходных объектов человеком — пример того, что К. Лоренц называет фиксированной формой действия: форма стереотипного поведения, вызванная определенным явлением окружающей среды, в данном случае рядом предметов со сходными свойствами, распознаваемыми с помощью органов чувств. Согласно такому рассуждению, объединение объектов происходит оттого, что младенец способен его выполнить. Так, сытая чайка кружит над песчаной косой только потому, что такая коса существует, а чайки умеют летать.
К двум-трем месяцам у малышей часто можно заметить проявление повышенного интереса к явлениям, которые для них отличаются от уже воспринятых, уделяя меньше внимания хорошо знакомым или совершенно новым. Эти «несколько отличные» стимулы называются отличающимися явлениями. Рост голосовой активности и внимания к отличающимся явлениям — лишь часть из целого ряда изменений, возникающих в этом возрасте. Ребенок меньше плачет, больше гулит и лепечет, у него появляются новые виды биологической активности мозга. Появление этих и других изменений одновременно позволяет предположить (но не доказывает) переход на новую ступень психического развития, обусловленный процессами созревания мозговых структур. Благодаря созреванию мозга младенец теперь способен соотносить воспринимаемые им явления с накопленным опытом.
Чтобы понять, какая связь существует между усвоенными младенцем образами и тем, какой интерес он проявляет к отличающимся явлениям, необходимо учесть, что различные образы неодинаково важны для младенца.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.