Когда речь заходит о таком понятии, как этика деловых отношений между женщиной и мужчиной, подразумевается не просто некий свод правил и схем поведения в сфере бизнеса. Это, по сути, целая область исследования, базирующаяся на данных, накопленных в ходе многолетнего изучения специфики такого типа взаимоотношений. Был выявлен целый ряд типичных ошибок, что позволило сделать определенные выводы относительно алгоритма успешного сотрудничества представителей обоих полов. Эти наработки помогут избежать множества недоразумений и конфликтов в бизнес-среде.
Итак, что же все-таки стоит за термином «деловой этикет»?
Специфика этики деловых отношений в смешанных коллективах
Фундамент этики деловых отношений – это согласование, гармонизация и координация интересов коллектива как некоей системы. Мы также говорим о профессиональной этике, которая управляет динамикой сотрудничества в рамках определенной сферы бизнеса. Что касается смешанных коллективов, в которых трудятся сотрудники обоих полов, деловой этикет – понятие особенно актуальное, поскольку именно такие сообщества нередко порождают потенциально взрывоопасную атмосферу для различного рода недоразумений. Такие колебания вредят не только данному коллективу, но и компании в целом.
Понимание концепции этики делового взаимодействия между мужчинами и женщинами обусловлено знанием психологии бизнеса и самых распространенных конфликтных и проблемных ситуаций, возникающих между сотрудниками противоположных полов. Нередко напряжение возникает уже на этапе найма на работу представительницы слабого пола. И здесь женщина должна принимать в расчет, что если одновременно с ней на данную позицию претендует соискатель-мужчина с аналогичной квалификацией, то, скорее всего, предпочтение будет на его стороне.
Разумеется, подобный подход в выборе сотрудников не укладывается в этические нормы деловых отношений, но это давно существующий факт, и оказать влияние на подобную тенденцию практически не представляется возможным. Единственная довольно эффективная тактика заключается в демонстрации профессионального уровня и навыков, превосходящих наработки кандидатов мужского пола. Но и здесь есть свои подводные камни: даже если женщину с таким впечатляющим послужным списком и возьмут на должность, ей вполне могут предложить позицию ниже ее профессионального уровня. Многие женщины в настоящее время воспринимают это с должным уровнем адекватности, поскольку это с другой стороны является удачным стартом в рамках той или иной компании. На первых порах женщине придется лавировать и подстраиваться под стиль, задаваемый начальством. Но если она настроена решительно и конструктивно, такой опыт принесет ей ценные знания и способность стратегически оценивать различные деловые ситуации.
Элементы этики деловых отношений между мужчинами и женщинами
Несмотря на невероятную динамичность бизнес-процессов в этой среде гендерная дифференциация и даже сегрегация — не редкое явление. Многим женщинам приходилось и приходится сталкиваться с несколько пренебрежительным отношением со стороны коллег-мужчин. Конечно, в эту категорию не попадают женщины-руководители, или коллеги-женщины, стоящие ступенью выше на иерархической должностной лестнице. К такому сценарию женщина должна быть готова, и располагать некоторыми приемами мягкого, но настойчивого отстаивания своих прав. Классическая ситуация – сотрудница разрабатывает и представляет свою идею, которая не проходит одобрение начальником-мужчиной. Но вдруг, через какое-то время, руководитель ничтоже сумняшеся вводит эту идею в практическое использования, выдавая при этом за свою.
Об этике тут говорить не приходиться, но встречается такое нередко. Так что же делать женщине, оказавшееся в подобной ситуации? Совершенно категоричное «нет» всяческим разоблачениям, это только навлечет дополнительные беды на вашу светлую голову. Пожертвуйте авторством одной идеи, но на будущее просто будьте мудрее, и не раскрывайте больше новые замыслы со всеми подробностями. В случае если руководителю идея понравится, и он захочет взять ее в разработку, полностью реализовать ее у него не получится. Так или иначе, он вынужден будет обратиться к вам за консультациями и признать авторство за вами. Однако если с признанием начальник все-таки не торопится, можно сделать «ход конем», и деликатно заявить: «Благодарю Вас Иван Иванович за то, что рассмотрели мое предложение и отдали должное моему рационализаторскому подходу! Однако я переработала изначальную концепцию и теперь размышляю над методами ее усовершенствования». С большой долей уверенности можно ожидать, что у «уважаемого Ивана Ивановича» отпадет желание в следующий раз покушаться на чужую интеллектуальную собственность. Помните, даже в коллективах с самой жесткой иерархией всегда можно найти возможность отстоять свои права в обход принципа старшинства.
Во многих компаниях встречается и такой вид мужского шовинизма, когда сотрудники уединяются в курительной комнате или во время обеденного перерыва, обсуждая какие-то важные проекты. По необъяснимым причинам, предполагается, что женщина в этой дискуссии принимать участие не должна. Вот тут этика деловых отношений на стороне женщин, и они смело могут настоять на своем участии в обсуждении, поскольку оно касается важных профессиональных вопросов.
Этика деловых отношений. Флирт в рабочей обстановке
Политика этики деловых отношений носит в принципе универсальный характер и определяется руководством компании. Существует единый взгляд на такое явление как флирт на работе. Подобное поведение большинством начальников не одобряется и всячески пресекается. Посему, если не ходите потока неприятностей, вплоть до увольнения, на вашу голову, воздержитесь от таких экспериментов.
Отрицательное отношение к флирту обусловлено тем, что его мотивами могут являться меркантильные интересы. Со стороны женщины он может быть вызван желанием продвинуться по карьерной лестнице, а со стороны мужчины – желанием заполучить от коллеги важную информацию.
Однако стоит отметить, что флирт как некий прием коммерческой оптимизации все-таки имеет место: его используют для увеличения продаж, продвижения каких-то проектов или борьбы с конкурентами. Причем интересно, что образ флиртующего мужчины воспринимается гораздо менее негативно, чем имидж флиртующей женщины. Со стороны мужчин это может расцениваться как тонкий тактический ход, со стороны женщины – по крайней мере, уже как дурной тон. Поэтому сотрудницам фирмы следует научиться чувствовать ситуацию и управлять ею, не принимая откровенные проявления мужского внимания в рабочей обстановке. В первую очередь это касается важных переговоров, совещаний и крупных сделок. Недопустимо давать зеленый свет таким знакам и со стороны начальства, иначе вы рискуете потерять авторитет и добрую репутацию в глазах коллег и сотрудников фирмы.
Но не все ситуации с флиртом носят легкомысленный характер. Нельзя исключать вероятность искренней симпатии и более серьезных чувств между коллегами. В таком случае надо постараться не демонстрировать свои отношения всему коллективу – это не разумно ни с точки зрения профессиональной репутации, ни с позиции укрепления ваших отношений с партнером. Большинство боссов также категорически не приемлют возникновение служебных романов между своими сотрудниками и сотрудниками конкурирующей компании. В данном случае ценой этому увлечению может стать не только карьера, но и потеря рабочего места. Разумеется, трудовое законодательство не предусматривает увольнение по этой причине, но объективно продолжать работу в фирме станет практически невыносимо. Поэтому, если вы дорожите возникнувшими отношениями, следует проявлять предельную осторожность.
Также закон не обязывает сотрудников являться на различные корпоративные мероприятия — тренинги, семинары, вечеринки. Они поощряются руководством как инструмент повышения работоспособности и лояльности своих подчиненных. Однако не все служащие фирмы выказывают энтузиазм по поводу такого времяпрепровождения за пределами рабочего графика. Но негласный принцип этики деловых взаимоотношений подразумевает обязательное участия. В противном случае, отказ, да еще и регулярный, может стать источником серьезных конфликтов с начальством. Но даже если речь идет о вечеринке, в любом случае стоит проявлять благоразумность и не флиртовать без оглядки. Это может быть расценено как вызов, к тому же пострадает и ваша репутация. Не стоит говорить о том, что появление на подобном мероприятии с вашей пассией, работающей в конкурирующей фирме, может серьезно подпортить ваши перспективы.
Этика деловых отношений. Мобильные телефоны
Сложно себе представить деловую и профессиональную жизнь без использования мобильных телефонов. Конечно, они неизбежно стали частью этики деловых отношений. Больше всего, наверное, благосклонность к этому способу коммуникации существует со стороны руководства – еще бы, такая шикарная возможность вызвонить сотрудника в любой момент, где бы он ни находился. Более того, некоторые фирмы установили довольно жесткие требования, касающиеся отключения телефонов в отпуске, или в тот период, когда сотрудник находится на больничном. Есть компании, которые накладывают запрет на включение мобильных телефонов в рабочее время. Поэтому во избежание неприятных казусов, лучше заранее обговорить этот пункт с начальством.
Хотя, если быть совсем уж откровенными, подобные табу – ни что иное, как посягательство на приватность и личную жизнь. У многих сотрудников есть семьи и дети, поэтому постоянный контакт в течение дня с близкими просто необходим. Звонки начальства в нерабочее время крадут возможность полноценного отдыха. Если эти моменты начинают выходить в вашей фирме из-под контроля, и вы чувствуете явное ущемление своих законных прав, следует в мягкой форме намекнуть начальству на то, что и у вас есть личная жизнь. Будьте спокойны, подобным поведением норм этики деловых отношений вы не нарушите.
В случае тщетности ваших увещеваний, обзаведитесь двумя телефонами — для работы и личных контактов. В свободное время просто выключайте рабочий телефон, это даст руководителю, безуспешно пытающемуся дозвониться до вас, понять, что некорректная настойчивость с его стороны – неэтична.
Этика деловых отношений и дресс-код
Понятие дресс-кода прочно закрепилось в своде организационных положений и правил многих компаний. Нередко отдельная часть трудового контракта посвящена нормам, установленным в отношении одежды сотрудников и внешнего вида в целом. Несоблюдение этих требований категорически не поощряется начальством, и может доставить вам неприятные мгновения, когда придется выслушать замечания и настоятельные рекомендации по коррекции вашего имиджа.
Конечно, специфика дресс-кода зависит от рода профессиональной деятельности и нередко от размера компании. В небольших фирмах руководство относится более лояльно к либеральному стилю одежды сотрудников. Но независимо от статуса и величины компании есть четкие табу, конечно, если вы серьезно настроены сделать карьеру. Определенно — «красный свет» глубоко и вызывающе декольтированным блузкам, ультра коротким юбкам, вычурному макияжу и дерзкому педикюру. Но, если ваша цель – эпатаж, желаем удачи в столь рискованном эксперименте.
Конечно, на корпоративных мероприятиях, в нерабочее время, допустим более демократичный стиль, а на приемах — соответствующее такому событию одеяние.
Элементы этики деловых отношений. Правила вежливости
Правила вежливости в рабочей обстановке делают акцент на равноправии полов. В данном контексте совершенно уместны рукопожатия, равноправное разделение обязанностей общего плана, таких как поочередное мытье кофеварки и чайника. Не предусматривается и обычно принятая церемонность мужчин в отношении женщин – такая как, открывание ей двери и т.д.
В солидных компаниях неуместно обращение к коллегам по прозвищам и уменьшительным именам. Все нежности и дружеские фамильярности должны предназначаться для общения сотрудников в нерабочей обстановке. Это, разумеется, не означает, что следует обращаться к коллегам исключительно по имени отчеству, достаточно соблюсти легкую формальность.
Все служебные разговоры и обсуждения не должны проходить в командном тоне, применяя прессинг коллег. Если необходимо отстоять свою точку зрения по какому-либо вопросу, делать это стоит без фонтанирующих эмоций, деликатно и уравновешенно. Недопустима критика коллег, конкурентов и начальства в их отсутствие. Если есть необходимость высказать критическое замечание, оно должно носить трезвый и конструктивный характер.
Итак, резюмируя, перечислим основные принципами этики деловых отношений:
- Сотрудники должны придерживаться такого стиля служебного поведения, которые способствовали развитию компании;
- Этичное поведение на работе — это определенные модели, которые укладываются в моральные устои, нормы и традиции, установленные в данной фирме;
- Поведение в рабочей обстановке должно, разумеется, не противоречить и общечеловеческой этике;
- Основа деловых взаимоотношений – это интересы компании, поэтому здесь не существует гендерной дифференциации;
- Служебные обсуждения и разговоры недопустимо вести в приказном тоне;
- Необходимо стремиться к бесконфликтному общению с коллегами;
- Критические замечания в адрес конкурентов или других сотрудников должны носить адекватный и конструктивный характер;
- Свобода каждого члена коллектива не должна ограничиваться поведением любого из сотрудников;
- Нарушение этических норм должно пресекаться каждым сотрудником фирмы, в независимости от статуса и должности «нарушителя».
В заключение хотелось бы еще раз напомнить, что никакая жесткость требований и должностная иерархичность не может покушаться на неотъемлемое право сотрудника на личное пространство и личную жизнь. Нарушение этики и в рамках деловых взаимоотношений также недопустимы. Поэтому любой сотрудник независимо от своего положения должен иметь возможность отстаивать свои права. Конечно, каждый конкретный случай является совокупностью многих факторов, как субъективного, так и объективного характера. Поэтому будет нелишне изучить основы психологии взаимоотношений с людьми и стараться применять их на практике. Со временем вы сможете убедиться в эффективности подобного подхода к решению многих недоразумений, которые неизбежно возникают в рамках любого коллектива.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.