Как известно, японцы позаимствовали садоводческую культуру у своих китайских соседей ещё в VI веке, наложив, однако своеобразный отпечаток на всё, к чему прикоснулись. Так, например, если в Китае сад обычно разбивался для прогулок и свободного времяпрепровождения, то в Японии сад скорее напоминает некий сакральный, ритуальный памятник паркового искусства, предназначенный для духовного самосовершенствования и созерцания. Другой особенностью японских садов стало их тяготение к миниатюризации, вызванное нехваткой свободного места в условиях компактной, густонаселённой страны, в то время как в Китае скверами были заняты значительные территории, походящие на привычные для нас парки.
Стоит отметить, что из-за растущего перенаселения Японских островов, тенденция к миниатюризации достигла своего апогея – поскольку, далеко не каждая японская семья может позволить разбивку собственного сада у дома, японцы ухитряются создавать напольные или даже настольные сады.
Тысячелетняя история японского садового искусства сформировала своеобразную классификацию, согласно которой все сады Страны восходящего солнца можно разделить на:
- дворцовые
- храмовые (нередко включают в себя храмы, мемориальные комплексы)
- чайные (сады для чайных церемоний, зачастую расположенные близ чайных домиков)
- сады у жилых домов.
Кроме видов садов, у японцев существует и исключительно японская градация сада по его степени сложности. Японцы выделяют следующие типы:
- «ге» - сжатая, компактная форма территории, небольшое количество элементов значение каждого из которых подчёркнуто и должно быть воспринято как можно точнее.
- «со» - неполная, половинная форма палисадника, включающая лишь половину компонентов традиционной конфигурации, требуя, однако повышенной сочетаемости элементов и общей гармоничности.
- «син» - наиболее полная форма, со всем набором полагающихся композиционных элементов и повышенным вниманием к каждому из них – камню, цветам, мхам, хвойным, бамбуку, водопадам, озёрам и т. д.
В целом, японский сад может быть довольно разнообразен, и иметь произвольное количество элементов. Однако, при этой кажущейся произвольности, каждый подлинно японский парк содержит в себе подчинённость своей сверхцели – а именно, постепенного развёртывания ключевых пейзажных моментов с различных точек зрения. Идеально, если при этом различный вид раскрывается как минимум с пяти точек. Для акцента на главной детали часто используется терраса, окно или специальная прогулочная тропинка со сложной системой условных обозначений для гуляющих.
Главной деталью, на которой фиксируется восприятие, может выступать какой-нибудь основной элемент – камни в саду камней, сад водопадов или сад мхов. На такой территории сознательно допускается диспропорция и доминирование одного элемента над другими, однако для настоящего ценителя японского пареового искусства, зачастую, именно такой сад олицетворяет собой настоящее сокровище чувственного восприятия передаваемых автором оттенков мыслей и эмоций.
После силового «открытия» Японии европейцами, популярны стали и японские ответвления садоводства – бонсай или икебана, а японская эстетическая культура приобрела мощное влияние на современный дизайн интерьера и сейчас практически в любом месте, человек, желающий приобщится к японскому парковому искусству, может найти или создать японский сад по вкусу далеко за её пределами.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.