Пример вязки типа «ласточкина хвоста» с косым шипом.
Ширину шипа у шипового конца с внешней стороны выбираем равной S4 = 0,5S0 = 11 мм, а заплечики и последний полушип с учетом симметрии — 17 мм.
Вначале размечают шиповой конец с помощью угольника. С четырех сторон стенки наносят линию, ограничивающую длину шипа. На внешней пласти проводят риски от кромки на 17 мм и 28 мм, соответствующие ширине заплечика и шипа (17 + 11 = 28 мм). Затем отмечают ширину проушины 44 мм (удвоенная толщина стенки), далее размеры повторяются.
При разметке внутренней пласти учитывают угол наклона (уширение) шипа. Согласно нашим расчетам ширина его с внешней пласти 11 мм, а с внутренней — 19 мм. Уширение шипа на каждую сторону составляет 4 мм.
Таким образом, ширина заплечика с внутренней пласти составит 13 мм. С помощью рейсмуса проводят риску от кромки на 13 и 32 мм, получают ширину шипа 19 мм. Далее получают таким же образом ширину проушины с внутренней пласти (36 мм) и ширину шипа (19 мм). Риски внешней и внутренней пластей соединяют. Разметочные линии шипа и проушины на торце шипового конца можно провести с помощью угольника. С этой целью точки деления внешнего ребра или пласти переносят на внутреннее ребро, от них откладывают в обе стороны наклон шипа (уширение 4 мм). Ширину шипов и проушин переносят на внутреннюю пласть стенки, прикладывая основание угольника к торцу, и проводят риски от намеченных точек до линии, ограничивающей длину шипов. Соединяют точки внешнего и внутреннего ребра и получают наклон шипа.
Для разметки проушин вначале отмечают длину шипов и глубину проушин, затем ставят шиповую стенку на конец проушечной так, чтобы их кромки совпадали, внутренняя полость стояла точно по риске, а внешняя располагалась заподлицо с торцом. По периметру шипов наносят риски в направлении от торца стенки (этот прием обеспечивает высокую точность разметки).
При соединении на ус соединяемые стороны деталей срезают под углом 45°. Такое крепление может быть сквозным или несквозным. Сквозное соединение на ус можно скрепить одним или тремя шипами. Гнезда под них выбирают немного длиннее шипов, это облегчает соединение деталей.
Ослабленные шиповые соединения можно отремонтировать без разборки каркаса изделия. Для этого свежий клей впрыскивают в щели в местах соединений, а затем сжимают конструкцию с помощью имеющихся приспособлений и выдерживают до высыхания клея. Дополнительное крепление можно устроить с помощью угольников из фанеры (косынок) или металла, деревянных бобышек, нагелей. Угольники и бобышки устанавливают в местах, не видимых снаружи, например внутри каркаса или царгового пояса. Места соединения нагелями зачищают и шлифуют, чтобы после окончательной отделки они были невидимы.
Если шиповые соединения пришлось разобрать, то их очищают от старого клея, смочив при необходимости теплой водой, просушивают, устраняют выявленные трещины, сколы и т. п., после чего склеивают детали заново. При необходимости уплотнить соединение используют вставки из шпона или деревянные клинышки из той же древесины. Трещину в шипе заделывают клином, расширив ее предварительно ножовкой до приемлемой ширины.
Разрушенный шип спиливают и заменяют новым. Для замены ящичного шипа выдалбливают гнездо на внутренней стороне доски, ширина его должна быть равна ширине шипа, а глубина — половине толщины доски. В гнездо подгоняют и ставят на клей брусочек Г-образной формы из той же породы древесины и с тем же направлением волокон. При замене рамного шипа делают дополнительную выемку для нового шипа, в результате чего получают вставной шип. и длиной от 2 до 120 мм.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.