Чай из Индии и Китая здесь стали выращивать более чем 150 лет назад. Способы выращивания и сорта отличаются в зависимости от местности, в целом можно разделить чай на тот, который выращивается на равнинах и выращиваемый в горной местности. Высокогорный чай относится к сортам высшего качества, поэтому я решил посетить именно его плантации, которые находятся на высотах 2-3 километров, чтобы попасть туда пришлось пешком с проводником преодолеть подъем к вершине. На каждой горе расположено по несколько хозяйств. Для посещения можно выбирать любое – все они открыты для желающих и предоставляют бесплатную обзорную экскурсию по предприятию. Жду полчаса, пока наберется группа и вперед.
Описание самой плантации и завода
Чай посажен рядами с таким расчетом ширины, чтобы работники смогли без специальных приспособлений работать по всей площади куста.. Новые побеги прорастают каждые 2 недели, и именно они являются целью сборщиков, которые являются основными работниками фабрики. Сборщики оторвались от своей работы и согласились сфотографироваться с нашей группой и поговорить, не забыв после этого выставить цену за свою любезность и потраченное ими рабочее время. Из разговора с местными мы узнали, что в день каждый из них собирает до 30 килограммов листьев в день, из которых в будущем можно будет сделать 10 кг черного чая.
С полей мы перешли на фабрику, где нам поэтапно показывали все стадии производства чая. На специальных стойках листья высушивают в течение 15 часов. Затем подсохшие листья измельчаются машинами на мелкие кусочки. Для изготовления чая в гранулах листья измельчаются вручную и затем скручиваются.
Долее идут цеха, в которых происходит самый ответственный процесс. Измельченные листья выкладываются на поддоны, выделяемый ими сок взаимодействует с воздухом и окисляется. Чем больше будет проведен этап окисления, тем крепче и ароматнее будет чай. Процесс контролируется специальными дегустаторами и останавливается, когда листья приобретают оптимальный аромат, если этого не сделать, то продукт будет испорчен. После того, как все из нашей группы понюхали готовящиеся листья и почувствовали себя дегустаторами, нас попросили перейти в цех заключительно этапа – сортировка и упаковка. Литья, скрученные на предыдущем этапе, попадают в категорию крупнолистового чая, обломки листьев, остающихся при скручивании, а также недостаточно большие листья получают категорию среднелистового. Оставшаяся пыль и мелкие кусочки используют несколькими способами. Из них либо изготавливают пакетированный чай, либо прессуют, получая шарики и пластины чая.
Чайная церемония
По завершении экскурсии по производству нам предложили поучаствовать в одной из чайной церемонии по выбору: английская, японская и индийская. Поскольку о японской и английской церемониях нам было хоть что-то известно, то мы выбрали индийскую.
Как оказалось сама церемония состоит не столько из распития, как из процесса самого приготовления. Готовился не совсем обычный чай, а так называемая масала, что в дословно переводится как «смесь». В масалу могут входить практически любые пряности, но для нас приготовили самую распространенную и можно сказать традиционную. Всего входило 8 составляющих:
- корень имбиря;
- измельченные семена кардамона;
- черный перец;
- лавровый лист;
- куркума
- индийский чай.
- корица
- молоко
Все специи стояли перед нами в небольших чашечках. Затем ведущий церемонии пересыпал их в одну большую чашу и перемешал. Полученную смесь он поровну разделил в 2 кастрюльки и поставил на огонь. В емкостях было разное количество воды. Это сделали для того, чтобы мы попробовали оба способа приготовления напитка, в одном из них получается привычный для нас чай с большим количеством воды, а во втором напиток больше похож на густой суп. Сами листья чая ведущий в самом начале залил водой и отставил в сторону.
Далее мы просто ждали, пока смесь специй закипит на огне, а в это время нам рассказывали о полезных свойствах масаны, различных ее рецептах: для бодрости в жару, для лечения заболеваний, а также сказали, что есть рецепты для специальных духовных церемоний, которые не разглашаются. Итак, наша смесь закипела и «индус» начал медленно вливать в нее молоко, которое использовалось комнатной температуры и ждать, пока молоко закипит, пришлось совсем не долго, а в это время ведущий слил воду из емкости с листьями чая. Нам объяснили, что доводить молоко до кипения, как такового, не следует. При первых признаках закипания нужно начинать следующую стадию приготовления – добавление листьев чая. Ведущий начал быстро размешивать смесь и в образовавшуюся по центру воронку забросил чай, прекратил помешивания и листья накрылись отваром и погрузились на дно.
Наша группа сидела вокруг и внимательно ждала – в момент, когда молоко вновь закипит нужно снять смесь с огня. Далее кастрюльку с получившимся напитком отставили в сторону и сказали, что для лучшего вкуса он должен отстояться минут десять и немного остыть. В это время нам принесли посуду для распития и местные сладости. Чашки для питья в отличии от японской традиции, где все красиво и качественно, были невзрачные, выполненные из тонкой обожженной глины. Масана тем временем отстоялась, ведущий налил ее каждому в чашку и сказал, что можно пить. Никаких традиций насчет количества наливаемого чая и способа его распития, как оказалось нет.
Зато в конце стало понятно, почему чашечки сделаны такими хрупкими – по завершению чаепития нам дали ведро, чтобы их выкинуть или разбить — они одноразовые. Это знак уважения к гостю и дань традициям, когда пить из посуды, с которой пила низшая каста, было немыслимо и разбитие чашки служило доказательством, что из нее попил только один человек.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.