Классический детский вопрос: «кто кого заборет – слон кита или кит слона?» Примерно таким же будет звучать вопрос, какой самый проходимый внедорожник? Это всё равно, что спорить по поводу, что было вначале – курица или яйцо. На вопрос о внедорожниках нет и, наверное, никогда не будет однозначного ответа. Но попробуем всё-таки понять, а каким он должен быть, настоящий внедорожник.
Официальная версия СМИ
Тут, как всегда, всяк кулик своё болото хвалит. По версии американского журнала Fordes, лучшими являются Hammer H1 Alha и Hammer H2, причём по сообщениям журнала главное значение при оценке придавалось проходимости. По версии немецкого издания AutoBild лучшими внедорожниками являются Mercedes-Benz G-класса и Volkswagen Touareg. У других журналов будут другие списки, все будут ссылаться на то, что выбирали самый проходимый внедорожник. В том числе в списках лучших внедорожников будут фигурировать Lexus LX470 и Range Rover. Вы видели хоть в одном ралли-рейде Lexus? Так что все эти рейтинги можно рассматривать как рекламные акции и ничего больше. К настоящим внедорожникам почти все эти машины имеют лишь опосредованное отношение.
Самое интересное, что большая часть владельцев таких автомобилей не использует внедорожные свойства своих машин, ну, в самом экстремальном случае они проезжают по просёлку до ближайшей лесной опушки на пикник.
Что такое бездорожье и как с ним бороться
Чтобы понимать, о чём идёт речь, давайте определимся, что считать бездорожьем, по которому проблема проехать:
- грунт, сцеплением колёс с которым низкое (снег, песок, болото, грязь, глина, лёд);
- рельеф местности (камни, ямы, колея, уклоны);
- вода (брод и большие лужи);
- препятствия на дороге (брёвна, отдельные камни, упавшие деревья и ветки, и т.д.);
- удары, вибрации, значительные нагрузки.
Исходя из этого, можно понять, каким требованиям должен отвечать внедорожный автомобиль:
- оказывать малое давление на грунт;
- иметь привод на все колёса;
- двигатель должен развивать значительный крутящий момент и передавать его на все колёса;
- подвеска с большими ходами;
- значительный клиренс;
- короткие свесы;
- хорошая защита;
- увеличенная прочность;
- возможность работать в воде.
Элементы конструкции автомобиля
Подвеска
Есть два вида подвески: зависимая и независимая.
Независимая подвеска состоит из системы рычагов. Одним концом они крепятся к кузову или раме, а к другому концу через шаровую опору крепится ступица колеса. Момент передаётся через ШРУС и полуоси. В качестве амортизаторов используются пружины или торсионы.
Достоинства такой подвески проявляются при скоростной езде. К ним можно отнести лучший контакт с дорогой, лучшую управляемость и плавность хода. Все эти достоинства практически исчезают при попадании на бездорожье.
Зависимая подвеска – это жёсткая балка, на краях которой крепятся колёсные ступицы. Полуоси, передающие момент к колёсам, находятся внутри балки. Там же располагается ШРУС. Для амортизации используются рессоры и пружины.
Простое сравнение двух типов подвески показывает, что самый проходимый внедорожник должен иметь зависимую подвеску, поскольку она лучше приспособлена к условиям бездорожья. В крайнем случае возможен компромисс – задняя подвеска зависимая, передняя независимая.
Двигатель
Он должен быть устойчив к воздействию воды. Дело в том, что зачастую при движении по воде последняя захлёстывает двигатель, и если есть высоковольтные провода, свечи и прочая электроника, то существует прямая угроза, что всё это перестанет работать. Дизель же для работы почти не требует электричества, и в этом его огромное преимущество перед бензиновыми двигателями в плане движения по бездорожью.
Есть ещё пара требований. Чем проще, тем лучше. Для сложного многоцилиндрового двигателя вероятность отказа больше, поэтому 4-х цилиндровый двигатель лучше 8-ми цилиндрового, так как он надёжней. А лишняя мощность в условиях бездорожья не нужна, тут важен момент. При лишней мощности выше вероятность повредить грунт и зарыться по оси, а кроме того, лишняя мощность это ещё и лишний вес.
Чем меньше электроники, тем лучше. Проще надо быть, проще. Лучше переключить рычаг, чем ремонтировать микропроцессорную систему в условиях, когда машина, засела в грязи.
Трансмиссия
Главное достоинство внедорожника и его отличие от других автомобилей – полный привод. Он может быть постоянным или подключаемым. Более распространён подключаемый, в этом случае по хорошей дороге машина движется как заднеприводная, и только при необходимости дополнительно подключается передний привод. Но расход топлива и сопротивление остаются повышенными, т.к. колёса подключены к полуосям. Чтобы этого избежать, используют колёсные муфты, автоматические или ручные.
В случае если привод не отключается, то это будет постоянный полный привод. В движении по дорогам он менее экономичен, но более безопасен. Особенно это пригодится на зимней дороге.
Для постоянного полного привода должна быть блокировка межосевого дифференциала, иначе весь крутящий момент уйдёт на буксующее колесо, и наш самый проходимый внедорожник банально не тронется с места.
Для увеличения крутящего момента используют понижающую передачу в раздаточной коробке. Коробка передач желательна механическая, т.к. с автоматической КПП раскачать автомобиль просто не получается, а это один из основных элементов преодоления бездорожья.
Кузов и рама
Кузов должен быть прочным и крепиться к мощной раме. Иначе при возникающих на бездорожье нагрузках могут возникнуть неприятности. Однако и конструкция с несущим кузовом не означает, что такой автомобиль не есть самый проходимый внедорожник. Наличие рамы – достаточное для этого свойство, но оно не является необходимым.
Для кузова важны свесы и колёсная база. Длинные свесы ухудшают внедорожные свойства, а короткая база вызывает «козлистость».
Общеизвестны требования, которым должны соответствовать настоящие джипы, приспособленные для преодоления бездорожья. Так какой же он в действительности, самый проходимый внедорожник? Обычно эти автомобили можно разделить на несколько групп по типу их подвески.
1. С полной независимой подвеской
Машины из этой группы, которые считаются внедорожниками, обычно имеют уменьшенный клиренс, полный привод, чаще всего постоянный, рамы и понижающей передачи у них нет. На обычной дороге проявляют отличные качества, но не более того. Все их внедорожные свойства распространяются на плохой асфальт или грунтовку до ближайшей опушки. К таким можно отнести Mercedes ML, Toyota Rav4, BMW X-5, Subaru Forester, Land Rover Freelander.
2. С зависимой задней и независимой передней
Тип SUV, так называемые спортивно-утилитарные автомобили. Одним из лучших автомобилей в этой группе будет Mitsubishi Pajero. Трансмиссия типа Super Select 4WD имеет межосевой дифференциал, но в то же время существует возможность отключения передних колёс. Прочная подвеска позволяет двигаться по бездорожью. Дополнительный блокируемый задний дифференциал делает его несомненным лидером в этой группе, достойно представляющим самый проходимый внедорожник.
Не очень сильно уступают ему Nissan Terrano типа I,II и Toyota 4runner.
Входят сюда японские Toyota Land Cruiser 100 и Prado и Isuzu Trooper, немецкие Opel Frontera и Monterey – вполне приличные машины для не очень серьёзного бездорожья.
К ним можно отнести почти все американские автомобили, различие между ними в основном касается отделки. Это Chevrolet Blaser, Chevrolet Tahoe (GMC Yucon) Chevrolet Suburban.
К этой группе относится и Нива 2131, которая благодаря своему небольшому весу имеет неплохую проходимость, но вот отсутствие рамы значительно ограничивает её возможности.
3. С полной зависимой подвеской
Здесь что ни марка, то претендент на звание звезды бездорожья:
- Toyota Land Cruiser серий J8, J7, J6, J5, J4
- Mercedes класса G
- Nissan Patrol
- Dodge Ram
- Land Rover: Range Rover, Defender, Discovery
- Chevrolet Blaiser серии K-5
- Jeep: Cherockee, Wrangler, Grand Cherockee
- Asia Rocsta
- ГАЗ-69, УАЗ-469, УАЗ-450
И теперь немного про них.
Toyota Cruiser серии J (8, 7, 6, 5, 4).
Старая и заслуженная любовь джиперов. Есть версии военные (серии J4, J7) и гражданские (J5, J6, J8). Разница между военными и гражданскими в наличии длиннобазовых моделей и более дорогой отделке. У всех моделей имеется возможность установки дополнительно коробки отбора мощности, благодаря чему можно подключить механическую лебёдку.
Изначально эти машины разрабатывались не для прихоти и амбиций, а для преодоления реального бездорожья как самый проходимый внедорожник. Именно благодаря этому у них исключительно прочная трансмиссия, большой запас прочности, отличное качество и продуманная конструкция.
Land Rover: Range Rover, Defender, Discovery
Заслуги фирмы в деле преодоления бездорожья неоспоримы. Много лет проводились работы по внедорожникам, сделано множество открытий. Один только алюминиевый кузов чего стоит. У Discovery и Defender общее шасси с постоянным приводом, подвеска пружинная. Но у этих машин существуют свои проблемы, например, часто сворачиваются полуоси, рассыпаются ступичные подшипники, замыкает электропроводка. Конечно, в хороших руках это надёжная машина, но большая часть рассказов о ней – просто реклама.
Nissan Patrol
Очень прочная машина, мощный мотор, но не всё хорошо продумано. Длиннобазовая модель плохо пригодна к бездорожью из-за длинных свесов. Шлицевое соединение переднего кардана не самое надёжное. У Patrol GP геометрия подправлена, задний мост имеет жёсткую блокировку. Муфты передних колёс могут включаться автоматически, а могут вручную. Рулевое управление у GP реечное, хотя червячное управление вроде как привычней.
Mercedes G-class
Выпускается с 1964 года для нужд армии. Как и все Мерседесы, отличается прочностью, надёжностью, качеством и… ценой. У него, единственного из всех внедорожников, жёсткие блокировки переднего и заднего моста. Больше встречается в других кругах, но не среди джиперов. Хотя машина хорошая, достойная звания самый проходимый внедорожник.
Chevrolet Blaiser серии K-5
Это не тот Chevrolet Blaiser, что выпускается под таким названием. Они ничего общего не имеют. К-5 скорее гибрид джипа и грузовика. Попадают в продажу после списания из армии США.
Jeep Cherokee, Wrangler, Grand Cherokee
Подвеска этих машин сочетает в себе недостатки независимой и зависимой подвесок. Конструктивные особенности её таковы, что на бездорожье она не обеспечивает необходимую защиту элементов конструкции, а на дороге сохраняет недостатки зависимой подвески. Их, в принципе, можно отнести к посредственным представителям второй группы.
УАЗ, ГАЗ-69
Здесь ни убавить, ни прибавить, так как они действительно заслуживают звание самый проходимый внедорожник… конечно, если не сломаются. Качество и надёжность – вот главная проблема. Правда, запчастей много и по самой бросовой цене.
Вот примерно так, в основном, выглядят настоящие внедорожники.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.