Как вы думаете, что самое важное в автомобиле? Двигатель? Колеса? Клиренс? Конечно, и, безусловно. Однако есть еще один помощник, о котором вспоминают как здоровый человек о сердце - только когда начинает болеть. Догадались? Да, это аккумуляторная батарея.
Современный автомобиль с его многоваттным оборудованием абы какой аккумулятор не потянет. Раньше, в эпоху ГАЗ-69, прекрасно обходились 30 ампер-часами. А сейчас? Навигаторы, гидравлика, прожектора, обвесы, акустика, лебедки...
Рост "мощи" АКБ тянет за собой не только размеры коробки и килограммов, но и предъявляет зачастую совсем другие требования к генератору и потребителям.
Большинству современных авто рекомендованы стандартные АКБ с номиналкой 75 Ач и с пусковым током 600-700 А по стандарту EN.
ЭКЗОТИКА
Отдельно сделаю отступление для нестандартных АКБ. Аккумуляторы с цилиндрическими банками и спиральными электродами автомобилисты прозвали "гелевыми". Правильно же их именовать AGM-батареи. Самые распространенные - американцы Pro Comp копрорации Exide и небезызвестная Optima. Ими предлагаются две разновидности АКБ, так называемые "стартерные" и "лебедочные". Первые - обладают ощутимой мощью и хорошим пусковым током, вторые - электрической выносливостью. Различаются они цветом крышек: стартерные - красные, лебедочные - желтые.
Отличные качества показывает АКБ компании Deka. Они обладают небольшими размерами и весом, при этом - отличными показателями по токоотдаче и мощности.
В противовес фирме АКБ American напротив очень габаритные и упитанные, что выкидывается как козырной туз именно для внедорожников.
КЛАССИКА.
Безусловные лидеры рынка это универсалки – Bosch и Varta, которые имеют свинцовые пластины с добавлением серебра на "плюсе". Отлично зарекомендовавшие себя "немцы", они, тем не менее, достаточно дороги и представляют верхнюю ценовую линейку.
Из середнячков - имеются популярные и известные батареи производства Турции Inci Aku (опять же принадлежащая Exide) и Mutlu Mega. Из российских батарейщиков - «Титан».
Еще дешевле - французские батареи нашего производства Prestolite мод. 575.31.
Ну и совсем дешевые - польские Jenox 080616, наш старый-добрый ЗиД-75 и 6СТ-72А3. Зубр - белорусского происхождения.
Сравнительному анализу подверглось все упомянутое, в электроиспытательной лаборатории, в одинаковых условиях.
Результаты тестов таковы:
Ни одна из батарей ни оказалась полностью заряженной. У Титана к тому же оказался переплотный электролит (1.30 вместо нужных 1.28). Если вовремя не заметить этого и не разбавить в соответствующую концентрацию - проблемы с пластинами гарантированы очень скоро. Для профессионалов частичная разрядка батарей красноречиво свидетельствует о том, что аккумулятор давно стоит на полке. Выяснить дату выпуска врядли получится, т.к. производители его шифруют в буквенно-числовом или штрих-коде, что для простого автолюбителя - китайская грамота, а продавец всегда будет клятсться, что товар "свежайший", и "только на днях завезли"! Опытным путем было выяснено, что в среднем наши АКБ пролежали на полках ПОЛГОДА! Особенно это касается дорогих АКБ. Поэтому при покупке будьте внимательны. В принципе, в покупке полугодового аккумулятора нет ничего страшного при условии что уровень и плотность электролита в норме, и их не хранили на неотапливаемом складе при минус 50 градусов. Ну а так как вам никто таких гарантий не даст, соответственно лучше покупать "свежак". О маркировке аккумуляторов я постараюсь написать в ближайшее время.
ЗАЧЕМ ТАКАЯ КОРОБКА?
При всем прочем мы задались вопросом: имеет ли значение размер? Для проверки этого вопроса нам понадобится такое понятие как резервная емкость аккумулятора. Это важнейший показатель работы АКБ, он определяет время, которое автомобиль может проехать без работающего генератора с включенными основными потребителями - фарами и дворниками. За эталон берут значение тока разрядки равное 25 Амперам. Как и оказалось, на свежем аккумуляторе далеко не уедешь. Показатели мизерные и описывать я их не стану, чтобы не отнимать ваше время.
Прогнав через три цикла мы вновь прогнали АКБ на резервную мощность. Теперь получены первые результаты, о которых можно говорить. Первое место за громадой АКБ American - 2 часа 40 мин. Последнее - за так понравившейся миниатюрной Deka - скромные 1 час 35 минут. Остальные АКБ заняли разные позиции со средним временем 2 часа. Это является нормой.
Для сведения: ГоСТом предусмотрен стандарт, по которому у АКБ с емкостью 75 Ач резервная емкость должна составлять 127.5 минут. Поэтому, измерив время, можно с легкостью вычислить истинную ёмкость АКБ. Например, на АКБ American при таком времени можно запросто клеить наклейку 100 Ач.
ПУСКОВОЙ ТОК.
Пожалуй, самый важный показатель АКБ, который должен быть обозначен на каждом аккумуляторе. Мы решили замерить холодный пуск. Для этого все батареи были подморожены на -18°С , затем в течение 10 секунд разряжали номинальным током холодной прокрутки. Напоминаем, что эти манипуляции проводятся в соответствии с требованиями EN. Затем после падения напряжения ниже 7,5 В и десятисекундной паузы продолжаем разряд током 0.6 при напряжении 6 в.
По ГОСТу, АКБ должна выдерживать вторую прокрутку в среднем 1 минуту.
Что ж, первый цикл показал, что по пусковому току знаменитая Optima, Pro Comp и пресловутая Deka имеют фантастический запас. При этом, конечно надо понимать, что и отдают ток они быстрее: Pro Comp и Deka не дотянули и до минуты. В то же время American вновь показал отличный результат по выносливости.
ВСЕ ГОРИТ И ЕДЕТ.
Теперь мы имитируем езду на лебедке с соответствующей загрузкой. Для этого мы подвергли каждый аккумулятор разрядке током 250А до напряжения 10,5 В (это опять же по ГоСТ).
9-10В это обычно пороговое значение, за которым лебедка останавливается.
Под нагрузкой, естественно, у всех АКБ мгновенно падает напряжение, но падает оно до разных значений, что вполне предсказуемо. Например до 11,59 В - у Pro Comp до 10,5 В у соотечественников.
Из результатов испытаний видно, что AGM-батареи оптимальны по отдаче тока и небольшому внутреннему сопротивлению и более - стартерные.
Вновь на пике славы - American: ровная пологая характеристика говорит о повышенной емкости
Традиционно в лидерах "немцы" Bosch и Varta, чуть отстал «Титан».
В результате "Лебедочного теста" наиболее стабильными признаны Vata.
НА ПРИРОДЕ!
Мы решили выехать из душной, пахнущей химией лаборатории на воздух и провести еще один лебедочный тест на воздухе. Задача: тест, выявление победителя. Ресурсы: Джип Рэнглер с лебедкой War 8000, тестовые АКБ. Условия: 20-метровый пологий 40%-й подъем с выключенными приборами и агрегатами автомобиля (чистая электротяга). Подсчет: пройденный путь.
Смотрим, что получилось:
Лидер - Optima с результатом 33,0 метра.
Аутсайдер - ЗиД с результатом 10,3 метра.
Остальные АКБ распределили места со средним результатом 21. Места, как ни странно, полностью совпадает с ценовым распределением. К чему бы это?
Наш любимчик - неподъемный American занял «скромное» 2-е место с результатом 31.1 метра.
ГЕРМЕТИЧНОСТЬ
Все аккумуляторы были опущены в водный бассейн на 5 минут. По истечении была замерена плотность электролита. Все батареи испытание выдержали, ни одна воды не набрала.
ПЕРЕВЕРТЫШ
Еще один тест - валка на бок на предмет обнаружение протечек. Ведь из всех АКБ, представленных нами, только AGM-батареи имеют герметичность - для травления и компенсации давления они имеют газовый клапан. Остальные АКБ должны быть менее герметичны. И хотя воду они не набрали, это было все же больше испытание на сопротивление объему. А вот что же с протечками?
Как мы и ожидали, единства тут не было. Сразу же потёк «ЗиД», позже Титан. На этом все, остальные остались сухими.
ВОТ И ИТОГИ
Лучшей батареей для внедорожника единогласно была признана Optima. Отличные тяговые свойства, способностью к быстрому самовосстановлению и быстрой зарядке она покорила наши сердца и кошельки.Последнее немаловажно, т.к. Optima имеет очень высокую цену.
Pro Comp и батареи American упрочились на второй позиции с самой большой резервной емкостью и очень привлекательной ценой.
Разочарованием стала Deka. При солидной цене вцелом она показала более чем скромные результаты.
"Немцы" Bosch и традиционные середнячки с достойным своей цены качеством! Единственное то, что при показанных результатах на наш взгляд цена Varta значительно завышена. .
Из самых доступных АКБ неоспоримый лидер – российский «Титан». Он с лихвой отрабатывает свою цену выданными характеристиками.
Турецкие марки и « Зубр» производства Белорусь (особенно с учетом его цены) мы считаем просто аккумуляторами, на уровне ГоСТов 70-80 годов.
Марки же типа Prestolite, «ЗиД», Jenox мы лишь условно назовем аккумуляторами для внедорожников. Ну, думаю, вы сами догадались...
Удачных покупок, отписывайтесь в комментариях!
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.