Думаю, излишне говорить, что ее величество ЛЕБЕДКА – одно из олицетворений настоящего джипа, настоящего штурма бездорожья. Если ее нет на джипе, самое время почитать, посчитать, прикинуть и, наверное, приобрести. Удовольствие это, конечно, недешевое, однако однозначно можно сказать, что этот девайс может оказаться полезным даже в условиях города. Лебедки всегда имеют двойное назначение: ими можно поднимать грузы, вытаскивать предметы и т.д.
Как я уже сказал, удовольствие это недешевое, да и сам прибор достаточно сложен и капризен. Поэтому подойдем к выбору очень ответственно и рассмотрим все аспекты, которые могут быть важны.
Одно из первых и основных, пожалуй, качеств или характеристик лебедки – тяговое усилие. Я рекомендую это значение минимум в 1.5-1.8 раза превышающее вес вашего внедорожника в полностью снаряженном состоянии.
При этом учитывайте некий подводный камень – данное значение указывается в паспорте лишь для ПЕРВОГО ряда сматывания, т.е. при намотке на барабан лишь первого ряда троса. В дальнейшем, при намотке ряда за рядом, диаметр зоны намотки увеличивается и, как мы помним из школьного курса физики, тяговое усилие стремительно уменьшается. Из первого нюанса сразу проистекает второе – это длина троса. Тут правило – чем длиннее, тем лучше – работает с точностью до наоборот. Ведь чем длиннее трос, тем больше диаметр намоточной зоны, тем слабее тяговое усилие лебедки. Соблюдение этого баланса – на ваше усмотрение, т.к. это зависит от условий штурма бездорожья. Так, при продирании сквозь чащу леса, редко требуются длинные тросы, т.к. деревья на каждом шагу. И, напротив, в лесостепной зоне или при штурме скал, требуются тросы зачастую очень большой длины.
При покупке также обращаем внимание на дополнительные комплектующие и приспособления, прилагаемые к лебедке. Чем их больше, тем, конечно, лучше. Это, как правило, различной конструкции блоки, цепи, карабины, крюки, дополнительный шакл, пульты дистанционного управления, силовые кабели, выносные переключатели, специальные перчатки, корозащитка и т.д.
Рассмотрим разновидности лебедок, представленных на рынке.
Электрические - работающие от электромотора (электропривода), с питанием, как правило, от бортовой сети автомобиля. Наиболее распространенный вид лебедок на сегодняшний день. Несложная конструкция, простота монтажа и эксплуатации, возможность работы при выключенном двигателе. Недостатки: значительное потребление энергии. Если увлечься, можно напрочь посадить аккумулятор.
Гидравлические - работающие от гидромотора, обычно подключается к насосу гидроусилителя руля. Преимущества: очень высокая надежность мотора; значительная устойчивость к перегрузкам, работает под водой и в болоте (конструкция герметична). Недостатки конструкции: низкая скорость работы, не работает при выключенном двигателе; в зависимости от мощности может не хватать штатного насоса для работы с ГУР одновременно.
Механические - работающие от специального вала, приводимого в действие непосредственно двигателем автомобиля. Как правило, к раздаточной коробке подключается дополнительная коробка мощности, от которой лебедка и получает необходимый крутящий момент. Преимущества: высокая мощность, простота и неприхотливость, абсолютная и надежность (образно – ломаться просто нечему), изменяемая скорость намотки троса педалью «газа», невысокая цена.
Минус: как правило, большой вес и возможность подключения только на те модели автомобилей, которые снабжены раздаточными коробками с местом для подключения коробок отбора мощности.
Съемные - это скорее не вид, а некая разновидность. Данные лебедки конструктивно имеют консоль, способную крепиться к разным местам автомобиля. По миновании надобности, лебедка снимается и перевозится в багажнике.
Сегодня мы рассмотрим самые распространенные – электрические. Другие виды достаточно специфичны и распространены менее. Тем не менее, если у вас возникнет к ним интерес, мы обязательно разместим соответствующий обзор.
Итак, самые распространенные модели.
"4х4Тур" Производство: Россия.
Конструкция: ременная передача на червячный редуктор.
Достоинства: низкая цена, двигатель взаимозаменяем с линейками Т-MAX и Cum-Up, простая установка и съем, хороший запас надёжности, две скорости, низкое энергопотребление.
Недостатки: Очень низкая скорость намотки на второй передаче, слабое усилие на первой передаче, затрудненное переключение передач, шаткая и «нежная» конструкция роликов.
"T-MAX" Производство: Китай.
Конструкция: 3-4 ступенчатый планетарный редуктор. Достоинства: низкая цена.
Недостатки: Низкая надёжность, ломкость, требует очень деликатно обращения; затрудненное переключение передач, проблемная конструкция роликов, ненадёжное крепление троса к барабану лебедки.
"Cume-Up' Производство: Тайвань.
Конструкция: классическая.
Достоинства: Низкая цена, относительно надёжна, четкое включение передач.
Недостатки: явных нет, с натяжкой – спорный дизайн и защита двигателя.
'WARN' – Производство: США.
Конструкция: классическая.
Достоинства. Высокая надежность, добротная конструкция, применяются очень качественные материалы, отличный дизайн.
Недостатки: несколько высокий вес, солидная цена.
Тяговое усилие или индекс грузоподъёмности.
Данное понятие выражается в фунтах (lb). (Справка:1 фунт равен 0,45 кг.)
Цифра, указанная в паспорте, это максимальное усилие, которое создается лебедкой при тяге груза в горизонтальной плоскости.
Конструкция и цена.
Как вы понимаете, большинство бюджетных лебёдок в своей конструкции оснащенным одними и теми же двигателями. Отличия в тяге конструкторы добиваются конструкцией редукторов, их передаточным числом. Из курса физики мы знаем, что пониженный редуктор создает большее усилие, в то же время мотор работает в щадящем режиме и расходует меньше электроэнергии. Чем больше индекс, тем больше надежность и эксплуатационная ценность. Однако мы очень не рекомендуем устанавливать лебедки избыточной мощности и вот почему:
- Это дороже. А, как вы знаете, в джипперстве лишние деньги всегда есть куда потратить.
- Большие габариты. Возможны проблемы как и при установке, так и при эксплуатации. Например, может ухудшиться охлаждение двигателя из-за того, что лебедка закроет половину «морды» или ухудшится развесовка, что повлияет на управляемость и проходимость. Это особенно касается легких внедорожников типа «Нивы».
- Низкая скорость намотки.
- Более толстый трос. Это всегда менее удобно.
Как мы уже упоминали, не стоит игнорировать идущие в комплекте блоки. При грамотном монтаже, блоки позволяют без труда увеличить мощность самой слабой лебедки в несколько раз без дополнительных расходов.
Теперь попробуем разделить автомобили. Условно это сделаем на три вида: Легкий, Средний, Тяжелый.
Легкие: Ниву, Луаз и подобные.
Средние: УАЗ-452, УАЗ-496 и подобные.
Тяжелые: УАЗ – Patriot, иномарки типа Nissn Patrol и подобные.
Для лёгкого класса достаточно лебедки с числом 6000, плюс, конечно, блоки.
Для среднего класса применяются лебедки с индексом от 6000 до 9500, плюс блоки.
Для тяжелых внедорожников нужно устанавливать минимум 8000 и далее только по вашим деньгам и конструкции внедорожника, до 13000-14000 для суперэкстремальных условий. Внимание! Данная рекомендация касается только тяжелых внедорожников гражданского назначения, подпадающих под категорию «В». Для другого рода внедорожников, которые, как правило, требуют категории «С», например пресловутых «Хаммеров», отечественных «Тигров», самоделок и т.д. мощность лебедки должна рассчитываться строго индивидуально.
Тюнингуем авто и выводим математические зависимости.
Итак, внедорожник на 15 дюймовых колесах и если вы не планируете ставить больше – потребует лебедки меньшей мощности. Это скорее не техническая, а моральная зависимость. Ведь вряд ли вы сунетесь на разбитый военными КрАЗами проселок в осеннюю распутицу на таких колесиках, верно?
И наоборот, гигант на 20 дюймовках потребует очень мощной лебедки с длинным тросом. На таких колесах, как говорится, если застрял, то уж застрял.
Вывод, чем больше колеса и клиренс, тем «круче» лебедку стоит брать.
Вторая важная формула – грузоподъемность лебедки должна в два раза превышать вес автомобиля. Пожалуйста, помните об этом!
Монтируем.
Установка лебедки не представляет никакой сложности своими руками, т.к. в джипперство не идут дилетанты и у 99.9% джипперво руки растут из положенного места. Описывать процедуру установки мы не будем, так как это огромное количество комбинаций авто и лебедок, достаточно внимательно изучать чертежи, документации и саму конструкцию прибора. Приведем лишь некоторые рекомендации:
- Если установочный комплект не подходит, используйте усиленный швеллер, подогнанный по размеру лебедки.
- Площадка для крепления лебедки должна быть укреплена профилями или швеллеров, чтобы исключить даже теоретическую возможность прогиба. Деформация всего в несколько миллиметров может привести к поломке лебедки!.
- Крепление площадки к раме должно быть усиленным, исключая даже вероятность ее отрыва при любых усилиях и углах.
- Тросоукладчики (ролики) обязательно должны устанавливаться только симметрично барабану, ни в коем случае не по одной стороне, вровень с барабаном. Это гарантированно повлечет неправильную намотку троса, и, как следствие, к повреждению прибора.
- Блок управления монтируйте под капотом или в салоне.
- Если предполагаются водные преграды – герметизируйте двигатель. Кроме того, вы должны уметь на привале разобрать и собрать лебедку, например, для избавления от воды.
Тяга!
После установки проводим полевые испытания, чтобы посмотреть в деле и привыкнуть к эксплуатации, определить нюансы.
Разматываем трос. Для этого переставляем рычаг в положение «размотка» ( на англ.- free или release). Размотку обязательно производим на всю длину, оставив на барабане пару-тройку витков.
Определяемся, в какую сторону вытаскиваем авто. Для этого очень много ходим ногами и определяем наиболее устойчивое и стабильное покрытие. Иногда поверхность бывает обманчива – например, скользкий скос дороги, недавно присыпанный опавшей листвой. Вроде на вид твердо, на практике….
Чаще всего это деревья. Тут внимание! Никогда не крепим к сухому дереву. Таки деревья любят падать, причем по вектору тяги – прямо на автомобиль.
Не стоит крепить к елям – у них слабая корневая система и они часто падают, не смотря на внушительные габариты. Если положение безвыходное – стараемся охватить сразу несколько деревьев и тянем очень медленно.
Высота крепления троса 1-1,5 м. над поверхностью, однако это может варьироваться в зависимости от задачи и сложности положения.
Допускается использование в качестве удлинителей только стальных тросов, равных или толще лебедочного! Иные материалы категорически не рекомендуются.
Можно приобрести также и специальные почвенные якоря для различных условий. С ними вы в большинстве случаев избавитесь от зависимости к природным якорям. Можно проявить смекалку. Например, проверенный способ – вогнать лом в землю под углом 45 градусов. Вариантов масса, насколько хватит фантазии. Соблюдайте технику безопасности.
Начинаем тягу. Для этого сначала наиболее плотно сматываем трос вручную, выбирая всю слабину как можно тщательнее. При смотре следим за ровностью укладывания слоев. Поправлять укладку можно, но ни в коем случае не руками. Например, каблуком сапога.
Если тяга идет с трудом или не идет – применяем блоки и поддомкрачивание, а также другие приемы.
После выезда из засады, разматываем весь трос, очищаем и аккуратно сматываем его окончательно. В случае, если дальнейшие приключения не исключены – можно аккуратно намотать трос на капот или на кенгурин.
Оставьте свой комментарий
- Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.